13 серпня 2015 р.

Паломническая поездка

И КАЖДЫЙ СМОГ У ГОСПОДА О ЧЕМ-ТО ПОПРОСИТЬ

   10-11 августа группа прихожан днепропетровского храма в честь иконы Божьей Матери «Иверская» совершила под руководством клирика храма, иерея  Максима Савченко, паломническую поездку по святым местам Днепропетровской, Полтавской, Черниговской областей Украины.

Зачем люди ездят в паломничества? Ведь Бог, говорят, слышит на любом месте. Это, конечно, так. Другой вопрос – действительно ли мы хотим на любом месте разговаривать с Богом. Мирская жизнь рассеивает человека, часто подменяя главное каждодневной суетой. Паломничество – отрезок жизни, сфокусированный на молитве, святынях, внимании к духовному. В Украине очень много православных святынь, о которых мы часто не знаем или знаем мало и поверхностно. Паломничество – это еще и возможность с  ними познакомиться.

   Первое такое знакомство и первая остановка в нашей паломнической поездке – храм села Хуторское Петриковского благочиния.
Монахиня матушка Рафаила отпирает двери храма, чтобы дать нам возможность с благоговением приложиться к чудотворной иконе святого великомученика Пантелеимона Целителя.

Эта удивительная икона осталась неповрежденной во время пожара, который полностью уничтожил величественный деревянный Свято-Духовской храм, стоявший на этом самом месте. До сих пор остается неизвестным, чья кощунственная рука поднялась поджечь его. Наверное, Бог, Который все видит и знает, не хочет отдавать этого человека на суд людям, чтобы Самому совершить возмездие… Или принять покаяние?



   Не так давно этот пожар случился  – в шестидесятых годах двадцатого века. А перед тем был засыпан святой источник с целительной водой возле храма. Старожилы рассказывают, что раньше сюда за водой приезжали не только из других сел и городов, но даже из ближнего зарубежья. Сейчас уже построен новый каменный храм, возрожден и источник. В недалеком будущем планируется создание женского монастыря. Вот в таком благодатном месте нам довелось помолиться, подать записочки о своих ближних, облиться прохладной живительной влагой из святого источника.
   День выдался жаркий, а дорога предстояла длинная. Благое дело, говорят, без препятствий не бывает. Неожиданная остановка, связанная с поломкой автобуса, сильно нас задержала. Так что в знаменитый Мгарский монастырь мы приехали не к четырнадцати часам, как планировали,  а к семнадцати – как раз к началу вечерней службы. Времени на отдых не оставалось. Но – удивительное дело! – эти маленькие бытовые неудобства, добровольные лишения, пережитые во время паломничества, как раз и дали нам возможность не только увидеть свои немощи, но и ощутить на себе помогающую руку Божию. Нас на все хватало, мы за все были благодарны. За долгую монастырскую службу, закончившуюся уже в сумерках. За подробную экскурсию по монастырским владениям. За вкуснейшую трапезу. За ночной отдых в монастырской гостинице. За возможность смыть с себя дорожную пыль и пот, за чистые белоснежные простыни, что вообще показалось нам неожиданной и даже незаслуженной роскошью. 

   Нас трогательно опекал архимандрит монастыря о. Никанор. Он был особенно рад встрече с нами  (а мы с ним!), - потому что в 90-е годы этот человек не был еще архимандритом и даже монахом, а был прихожанином нашего храма в честь Иверской иконы Божьей Матери в Днепропетровске.  О. Никанор рассказал нам о новомучениках Православной Церкви. В городе Иерусалиме, сказал он, в так называемой Русской Гефсимании, в склепе, находящемся под церковью Святой      Равноапостольной Марии Магдалины, стоят два гроба. В одном покоится великая княгиня Елизавета Федоровна, в другом - ее послушница Варвара, отказавшаяся покинуть свою игуменью и этим спасти себе жизнь. После этого рассказа о. Никанор вместе с одним иноком бережно вынес из алтаря большую икону святой мученицы Елизаветы и ее послушницы Варвары, в которую вмонтированы частицы их мощей. Мы по очереди благоговейно приложились к иконе, которую привезли в Мгарский монастырь из Иерусалима.
   Мгарский монастырь — духовная жемчужина Полтавской земли . Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X-XI вв. Легенда рассказывает, что место для строительства Мгарского монастыря указали сами ангелы. Может, поэтому здесь так явственно ощущается присутствие мира иного, его тишина и радость.
   Заходим в расположенный на территории монастыря магазинчик. Здесь можно купить вкуснейшие продукты – плоды труда самих монахов. Это выпечка с добавленными в нее целебными травами, творог, масло, мед. Квас, освежающий в нынешний зной, упаковки с целебными травами. Монастырь славится традициями выращивания целебных трав. Рассказывают, что монахи еще в 17-18 веках занимались сбором, заготовкой, выращиванием лекарственных растений, готовили из них лекарства. Целительская деятельность братии была настолько успешной, что в свое время Петр І, возвращаясь этими местами после Полтавской битвы, велел учредить здесь первую полевую аптеку.
   Уж кем-кем, но бездельниками монахов точно не назовешь. Непрекращающаяся в любое время суток молитва – главное монашеское делание – сочетается с нелегким физическим трудом. Монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. А еще здесь любят все живое. И даже хлеб, который монахи сами выпекают, носит такое название: . «Живой хлеб». Он необыкновенно вкусный, с хрустящей корочкой.
   Местные жители, зная монашескую традицию любви ко всему живому, часто приносят сюда раненых животных и птиц.

Монахи их лечат, выхаживают и оставляют у себя. Со временем образовался целый зоопарк. Кого здесь только не увидишь! Белки, собаки, совы, ястребы… Особенно это нравится детям. Но и в глазах самих монахов светится что-то детское – открытость, доверие,  дружелюбие. Невольно вспоминаются слова Христа: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное»…
   В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. В этом же храме мы поклонились иконе его святого соименника – святителя Афанасия, Полтавского чудотворца. Монастырь собрал в своих стенах столько святых имен! Первым архимандритом его был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко). Под монашеским именем Гедеон  в монастыре подвизался сын Богдана Хмельницкого Юрий.
   Но монашеской традиции суждено было прерваться в горькие годы безбожия. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. Монастырь закрыли. И как его потом только ни использовали! В начале 30-х годов на территории Мгарского монастыря был создан патронат для детей «врагов народа». Потом – военный дисциплинарный батальон, потом -— войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.
   Возрождение святой обители началось лишь в 1993 году. Ее опять вернули верующим, но в каком виде! Сейчас, когда монастырские храмы сияют своим великолепием, в память о тех событиях осталась расстрелянная икона святой царицы Александры. На иконе четко видна только рука с крестом.  На лице глубокие выбоины - как раны. И надпись: «Сия икона в честь мученицы царицы Александры сохранена в том виде, в котором она пребывала в момент открытия Спасо-Преображенского Мгарского монастыря в мае 1993 года после долгих лет мерзкого запустения, бывших на сем святом месте во времена безбожной власти в 20-м веке».
   После ночлега в монастырской гостинице чувствуем себя свежими и отдохнувшими. Проснулись рано – надо успеть на литургию в Густынском женском монастыре, а дорога туда занимает не меньше двух часов. И вот наша паломническая группа уже подъезжает к городу Прилуки, о котором так поэтически писал когда-то Тарас Шевченко: «Если вы, благосклонный читатель, любитель отечественной старины, то, проезжая город Прилуки Полтавской губернии, советую вам остановиться на сутки в этом городе. И посетите полуразрушенный монастырь Густыню, по ту сторону реки Удая, верстах в трех от г. Прилуки. Могу вас уверить, что раскаиваться не будете, -  это настоящее Сенклерское аббатство. Тут все есть. И канал, глубокий и широкий, когда-то наполнявшийся водою из тихого Удая. И вал, и на валу высокая каменная зубчатая стена со внутренними ходами и бойницами. И бесконечные склепы, или подземелья, и надгробные плиты, вросшие в землю, между огромными суховерхими дубами, быть может, самим ктитором насажденными. Словом, все есть, что нужно для самой полной романической картины».


   Густынский монастырь был основан в 1600 г. Его основателем стал иеросхимонах Иоасаф. Взяв с собой еще четырех помощников, он начал искать удобное место для основания монастыря. Таким местом стал остров Густынь. Ведь он соответствовал всем потребностям для аскетической жизни монахов. Со всех сторон вода и густой лес. Место пустынное. Но молва об основании нового монастыря быстро распространилась в округе. К нескольким монахам, которые делали ограду территории и уже строили кельи, присоединились другие. В 1614 г. была сооружена малая деревянная церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Игуменом нового монастыря выбрали старца Иоасафа. 



   На протяжении более чем трехсот лет монастырь то упразднялся, то вновь открывался, переживая полное опустошение и надругательства, особенно в годы становления советской власти. И вот в 1993 году 17 декабря состоялась первая Божественная Литургия, освящен престол в Воскресенском храме.
   Сейчас в монастыре пребывает Густынская чудотворная икона Божьей Матери и мощевик с частицами мощей святителей Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, великомученицы Варвары.

   В Густынской летописи упоминается, что икона уже в 1670 г. была известна своими многочисленными чудотворными знамениями. Изначально она размещалась над колодцем, а потом была перенесена в сам монастырь.
 Монахини рассказывают: Матерь Божия очень отзывчива к просьбам бездетных семей. Уже много было случаев, когда после паломничества к этой иконе у бездетных пар рождались долгожданные чада. Но помощь подается и в других житейских ситуациях, в том числе в болезнях. Вспоминают: приехал как-то человек, который много лет страдал от язвы желудка. Уже была назначена операция, и он молился перед иконой о ее благополучном исходе. Но операция не понадобилась, потому что язва бесследно исчезло. И таких примеров можно приводить множество.
   Под Троицким собором монастыря покоятся гробницы нескольких поколений благодатного рода Горленко. В этом роду были и прилукские полковники, и наказной гетман, и епископ белгородский Иоасаф и культуролог, и критик Василий Горленко. Спускаемся в усыпальницу, поем «Вечную память» над гробницами родителей, а также дедушки и бабушки святителя Иоасафа Белгородского…

            Наше паломничество продолжается в селе Полонки Черниговской области. Говорят, название произошло от слова «ополонка», что на украинском языке значит «прорубь». Село находится среди густых лесов и опоясано, словно голубой лентой, рекой Удай. В ней всегда водилось много рыбы. Зимой крестьяне прорубали в замерзшем льду проруби – ополонки, чтобы наловить на уху. Здесь благодаря рыбному изобилию никогда не было голода. Рыбы в реке и сегодня всем хватает.



            Но главная гордость местных жителей - Свято-Михайловская церковь и колодец с чудодейственной водой. Церковь - уникальный историко-архитектурный памятник конца XVIII столетия. Это один из наиболее совершенных храмов эпохи украинского барокко.  Сельчане вспоминают, что когда-то давно волны реки подходили почти к самой церкви. Еще при царском правления пол в ней вымостили цветной плиткой.



Такой безценный неожиданный подарок всем нам – возможность приложиться к частице мощей святого Димитрия Ростовского.

Эта накрытая красным бархатом кисть его руки когда-то держала обмакнутое в чернила гусиное перо. Димитрий Ростовский - святой, митрополит (12.1651-28.10.1709), автор Четъих-Миней — 12-томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Этому делу он посвятил более двадцати лет, начав его в колыбели русской святости — Киеве - и продолжая до конца своих дней. Четьи-Минеи стали любимым чтением православного народа и только в XVIII в. выдержали десять изданий.
Правая рука святителя Димитрия Ростовского была нечаянно оторвана крышкой гроба при открытии его мощей 21 сентября 1752 года.  Она долгое время хранилась в Ростове в серебряном ковчеге в ризнице Спасо-Иаковля монастыря отдельно от мощей святого. В начале ХХ века по стечению обстоятельств святые мощи попали в Черниговскую обл.
   Более 70 лет десница находилась в черниговской семье, которая ревностно оберегала ее. И вот 3 октября 2002 г. по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония мощи в торжественной обстановке были разделены на три части. Одну из них передали Свято-Михайловской церкви общине села Полонки при большом стечении богомольцев и духовенства.
Частица мощей Димитрия Ростовского сегодня вновь творит чудеса: помогает студентам и школьникам получать хорошие оценки, а больных исцеляет от недугов. Вблизи храма села Полонки находится еще одна святыня - чудодейственный источник. Колодец освящен, почищен. И многие люди утверждают, что вода из него помогает при болезнях. Температура родниковой воды летом и зимой одинаковая – восемь градусов. «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!» - с этой молитвой каждый из нас трижды окунулся с головой. Никто не заболел. Наоборот, усталость, - а у одной из паломниц, по ее уверениям, даже бронхит как рукой смыло.

   Программа поездки для двух дней у нас получилась насыщенная. С Божьей помощью, все успели. И каждый смог попросить у Господа о чем-то своем.

1 коментар:

Unknown сказав...

я думаю,что молиться Богу можно везде,но редко у кого дома найдется чудотворная икона.Поэтому молитва в святом месте,около чудотворной иконы,а если еще и омовение в целебном источнике-это большая благодать для души и тела.Я тоже когда-то ездила в Харьковскую обл(недалеко от Изюма) к чудотворной иконе Божьей Матери и омывалась в целебном святом источнике вместе с другими верующими.Несмотря на то,что была ранняя весна и было довольно прохладно,и вода в источнике была холодная,но никто после этого не заболел.Наоборот все получили заряд бодрости и здоровья для тела и духа.Главное верить в хорошее и "по вере вашей воздастся вам".Давайте все будем молиться,чтобы в Украине поскорее наступили мир и дружба,чтобы те деньги,которые идут на АТО,использовались во благо людям,чтобы поскорее наступил МИР.