Митрополит Антоний Сурожский
Вознесение Господне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Много лет тому назад отец Сергий Булгаков
назвал одну из своих проповедей на Вознесение "Радость разлуки". И
действительно, когда мы задумываемся над словами, которые сопутствуют в
Евангелии предупреждению Христа о том, что Ему надлежит умереть, на время
разлучиться со Своими учениками и быть для них вне всякой досягаемости, и о
том, что идет время, когда Он отойдет уже окончательно к Богу и Отцу, можно
изумляться: молясь об учениках Небесному Отцу, Христос просит о том, чтобы они
имели полноту Его радости в себе... Как может быть, чтобы, разлучившись со
Спасителем, мы могли, однако, радоваться Его радостью и не за Него, а вместе с
Ним, за себя, за весь мир?
Эта радость нелегко дается. Для того, чтобы
пережить эту радость Христову, надо оторваться от привязанности к земному,
родному, привычному Христу. Вы, наверное, помните в Евангелии рассказы о
явлении Христа ученикам после Воскресения; Спаситель предстал святой Марии Магдалине
у самого гроба, и она была так погружена в свое горе, что не узнала Его, она
вся в себя ушла — и потеряла Его. И когда Спаситель ее назвал по имени, и это
слово "Мария" дошло до глубин ее сердца и души, она пала к Его ногам
и захотела как бы удержать Его, держась за воскресшую плоть. И Он ей сказал: Не
трогай меня ныне, Я еще не взошел к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и
Богу вашему... Она вся еще была полна временем Христовой жизни на земле; она
хотела вернуться к тем дням радости вокруг Него, но эта радость прошла. Между
этими днями земной жизни и Христом теперешним, знаемым нам, прошел меч, прошла
смерть, крест, сошествие во ад, недолговременная, но такая страшная по своей
кажущейся безнадежности разлука.
И теперь Христос вознесся. Христа, каким мы
Его видим в Евангелии, мы не можем больше уловить, потому что Он нам раскрылся
как Бог и как совершенный человек. Та простая близость, которая была между Ним
и Его учениками, земная дружба как-то отошла вдруг на какой-то задний план, и
теперь, как говорит апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его
знаем духом.
Уходя
от Своих учеников, Спаситель им сказал: Я вас сиротами не оставлю. Я вам пошлю
Духа, Утешителя, Который исходит от Отца, — Он вам все возвестит...
И в
день Пятидесятницы Божий Дух почил на Церкви, заполнил ее Своим присутствием и
открыл перед Церковью бездонные глубины нового ведения и Самого Христа, уже не
просто учителя, не просто наставника, не просто друга, не просто помазанника
Божия, пророка, чудотворца. Открылся Христос откровением Духа как Человек, но
не как один из людей, а как полнота явления того, что такое Человек. И открылся
Он нам как Бог. Это предчувствовали, это чуяли Его ученики, но теперь мы это
знаем, мы это видим, мы это познали опытом: Он наш Господь и Он наш Бог.
И дар Святого Духа силой Божией дает нам
возможность приобщиться тому, что принадлежит никому иному, как Сыну Божию,
ставшему Сыном человеческим. Его Воскресение было как бы чудом в Его
Богочеловеческой судьбе; но наша приобщенность Ему даром Святого Духа, то, что
Причащением Святых Таин, Крещением мы делаемся плотью и кровью Его, как бы Им
Самим, делает все то, чем Он был, возможным для нас. Человек в полном смысле
этого слова, человек, достигший полной меры своего человечества — не земной
человек, а человек небесный; человек только тогда делается полностью собой,
когда он так соединился с Богом, что он — в Боге и Бог в нем, когда он стал
человеком, каким был Христос: Сыном Божиим не по рождению, а по дару, по
приобщению.
И
вот где радость наша: вознесясь от нас на небо, Христос унёс с Собой, в глубины
Святой Троицы ту плоть, которую человечество, земля, Ему подарила Божией
Матерью . Теперь тайна человека находится в глубинах и недрах тайны Божией. Мы
не разлучились с Ним, потому что Духом Святым мы с Ним стали неразлучными; и
видя случившееся с Ним, приобщаясь тому, что с Ним случилось, мы приобщаемся
Его радости, радости о том, что мир спасен, радости о том, что побеждено все,
что делало человека мелким, чуждым Богу. Теперь мы Ему свои, родные. Теперь мы
можем радоваться Христовой радостью: не только о Его победе, но о том, что
перед нами открыто новое ведение Божие, новое понимание человека, и призвание
такое великое, такое дивное, о котором не мыслил человек до Христа: стать
сынами и дочерьми Божиими, приобщиться всему, что Христово — включая вечную
Божественную славу. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар