В богослужении Великого четверга Православная Церковь
вспоминает четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря,
на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии; омовение
ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду
Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
Богослужебный день в храме начался рано с Таинства
Соборования
Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела
елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные
и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен
совершать «собор» из семи священников.
Евхаристия есть Таинство Таинств Церкви. Именно в
Евхаристии Церковь обнаруживает свою сущность, именно в Евхаристии она является
Телом Христовым, продолжающим дело Спасителя в этом мире. «Ядый Мою Плоть и
пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» – этих словах Господь говорит нам о
двух вещах: о Его пребывании в нас и о нашем бытии в Нем. Каждый верующий
христианин принадлежим Телу Христову.
Тело и Кровь Христовы должны всегда быть в
центре нашей жизни. Через вкушение Тела и Крови Спасителя, через Таинство
Святой Евхаристии мы вспоминаем о Христе силой Святого Духа, и Он пребывает с
нами. Церковь и призвана продолжать присутствие Богочеловека Христа в этом
мире, и в первую очередь она служит этому присутствию, совершая Таинство Тела и
Крови Спасителя. Ведь Сам Бог, являющийся нам и прикасающийся к нам, к нашим
язвам и недугам, имеет силу исцелить через это святейшее Таинство и душевные, и
телесные недуги, простить наши грехи и открыть перед нами двери Своего Царства.
В Свято-Троицком кафедральном соборе
г.Днепропетровска митрополит Ириней, по
образу Христа, совершил чин омовения ног священнослужителям, в знак глубокого
смирения и служения народу Божьему. Это трогательное священнодействие
символизирует пример Христа Спасителя, омывшего ноги Своим ученикам и
показавшего им всю глубину служения роду человеческому, которое достигается
смирением и борьбой с собственной гордостью (см.: Ин. 13, 1-17).
После омовения ног священникам правящий архиерей облачился в снятые прежде облачения и прочитал отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного омовения.
СЛУЖБА “ДВЕНАДЦАТИ ЕВАНГЕЛИЙ”
СТРАСТНОГО ЧЕТВЕРГА
Митрополит Сурожский Антоний
Вечером или поздней ночью в Страстной
четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими
учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в
Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти...
Перед нами проходит картина того, что
произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы
только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела,
ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом
деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы
Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!
Христос проводит одну страшную ночь лицом к
лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него
неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто
беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.
Своим ученикам Христос до этого сказал:
Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю... И вот Он свободно, но с
каким ужасом отдавал ее... Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может
это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не
может миновать Меня эта чаша – пусть будет... И только в третий раз, после новой
борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя...
Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или
часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим
человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством
Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом...
И потом мы видим распятие: как Его убивали
медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку.
Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им –
они не знают, что творят...
Вот чему мы должны научиться: перед лицом
гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые
далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на
человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к
Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают
смысла вещей...
Немає коментарів:
Дописати коментар