9 квітня 2015 р.

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

   В богослужении Великого четверга Православная Церковь вспоминает четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

   Богослужебный день в храме начался рано с Таинства Соборования



Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.






   Евхаристия есть Таинство Таинств Церкви. Именно в Евхаристии Церковь обнаруживает свою сущность, именно в Евхаристии она является Телом Христовым, продолжающим дело Спасителя в этом мире. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» – этих словах Господь говорит нам о двух вещах: о Его пребывании в нас и о нашем бытии в Нем. Каждый верующий христианин принадлежим Телу Христову.





   Тело и Кровь Христовы должны всегда быть в центре нашей жизни. Через вкушение Тела и Крови Спасителя, через Таинство Святой Евхаристии мы вспоминаем о Христе силой Святого Духа, и Он пребывает с нами. Церковь и призвана продолжать присутствие Богочеловека Христа в этом мире, и в первую очередь она служит этому присутствию, совершая Таинство Тела и Крови Спасителя. Ведь Сам Бог, являющийся нам и прикасающийся к нам, к нашим язвам и недугам, имеет силу исцелить через это святейшее Таинство и душевные, и телесные недуги, простить наши грехи и открыть перед нами двери Своего Царства.






   В Свято-Троицком кафедральном соборе г.Днепропетровска  митрополит Ириней, по образу Христа, совершил чин омовения ног священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божьему. Это трогательное священнодействие символизирует пример Христа Спасителя, омывшего ноги Своим ученикам и показавшего им всю глубину служения роду человеческому, которое достигается смирением и борьбой с собственной гордостью (см.: Ин. 13, 1-17).










   После омовения ног священникам правящий архиерей облачился в снятые прежде облачения и прочитал отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного омовения.




СЛУЖБА “ДВЕНАДЦАТИ ЕВАНГЕЛИЙ”
СТРАСТНОГО ЧЕТВЕРГА

Митрополит Сурожский Антоний

   Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти...
   Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!
   Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.
   Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю... И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее... Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет... И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя...
   Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом...
   И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят...

   Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей...

Немає коментарів: