28 декабря 2014 г.

Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец



   По традиции нашего храма, все прихожане в воскресный день перед гражданским новолетием возносят благодарственные молитвы Богу. По окончании Божественной литургии читается акафист "Слава Богу за все". Акафист разделяется между всеми прихожанами, каждый желающий возносит благодарственные молитвы Богу, которые весь клир и приход заканчивает словами "Слава Тебе, Боже, во веки".
   В акафисте мы благодарим Бога за милости оказанные нам в уходящем годе. а также молимся о годе наступающем, и  приглашаем Всех на Божественную литургию в 00-00 часов 01.01.2015 года.





Акафист "Слава Богу за все"
 Благодарственный акафист «Слава Богу за все» написал в послереволюционные годы митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов).
Родился он 29 ноября 1861 года в Москве. Отец его князь Туркестанов (1830-1891), был прямым потомком древнего княжеского рода из Грузии. Прадед, князь Борис Панкратович Туркестаношвили, в память которого он получил имя, выехал в Россию при Петре I. Мать будущего святителя Варвара Александровна, урожденная княжна Нарышкина.
Незадолго до своей кончины митрополит Трифон написал этот удивительный акафист, который стал его духовным завещанием. «Слава Богу за все» - в этих словах главный духовный опыт Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой. Вспомним, что этими же словами закончил свое выступление на суде в 1924 году митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу на процессе по делу об изъятии церковных ценностей.
Сам Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33), и потому, какими бы трудными и печальными ни были события земной истории, сила Божия всегда побеждает. Идет смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже победил врага рода человеческого, но должен победить и каждый человек. Воскресение стало возможным только после Голгофы, и кажущееся поражение миллионов умирающих за веру и правду становится победой - путем к жизни вечной, нескончаемой радостной. Об этом и поет вдохновенно великий сын Православной Церкви, благодаря Бога за «все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего будущего», чтобы, «умножив вверенные нам таланты мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!»
Скончался митрополит Трифон 14 июня 1934 года и был погребен на Введенском кладбище в Москве. Могила его и доныне является предметом почитания миллионов православных россиян.

Почему надо благодарить Бога
Вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога. Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая, по тому самому, драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал нам разум, который возвышает нас над животными; - свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; - чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.
Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми .питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле, и горы, и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух - все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире, словом, «Им мы живем и движемся, и существуем». Каждое мгновение нашей жизни есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.
Но этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной любви, Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).
Единородный Сын Божий, жалея нас, блудных детей, пришел в наш мир и воспринял наше смертное естество. Он «унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7-8). Он научил нас праведно жить, и показал нам путь к Царству Небесному. Он взял на себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и позорную смерть со злодеями, пролил Свою кровь за нас и положил за нас душу Свою, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2,14-15).
Единосущный Отцу и Сыну - Дух Святой, ради искупительной жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни и делает нас чадами Божиими.
При всем этом мы часто забываем Бога, огорчаем Его милосердие своим упрямством, тупостью, злобой! Но Господь не только не губит, но продолжает прощать и миловать нас, терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу жизнь к спасению, к нескончаемой радости в Небесных обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как он много препятствий создает Богу в деле своего спасения!
Святой Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: «Сколько раз смерть вступала в мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавлял меня!». Чувство потока милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие вдохновенные слова: «Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня - имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он... избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». (Пс. 102).
В минуты испытания многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!».
Нам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та Церковь, к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях Небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Это та Церковь, в которой мы удостаиваемся причастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.
Итак, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Его любовь к нам, Его постоянную заботу о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание проясняет наш разум, дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается задача нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.
Кроме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность. Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам, проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с Духовным Солнцем душа согревается, человек делается добрее и готовым любить.

Будем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным дням, благодарить своего Создателя и Спасителя - это послужит превосходным лекарством для нашей души!

Комментариев нет: