1 червня 2012 р.

Икона Божией Матери "Игумения Святой горы"

Фотография иконы «Игумения горы Афонской» написанная  иконописцами Святой Горы
Афон для храма в честь иконы Божией Матери "Иверская" г.Днепропетровска


Описание икон

Икона Божией Матери "Игумения Святой горы"

Впервые  образ «Игумения Святой горы» был создан в бывшей русской обители святителя Николая Чудотворца на Афоне (сейчас приписана к монастырю Хиландар) в начале ХХ века по заказу греческого губернатора Афона. В ковчеге иконы находятся частицы Креста Господня и мощей святых. Тут надо особо отметить, что в некоторых монастырях Афона монахи не выбирают себе настоятеля, так как игуменьей всех обителей они считают Саму Пресвятую Богородицу, отсюда и название иконы.
   Списки этой иконы можно встретить главным образом в монастырях и скитах, так как «Игумению» почитают именно как покровительницу монашества. 

 
Икона Божией Матери «Троеручица»

Troeruci.jpg (47296 bytes) Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась и получила свое название в VIII в., во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преп. Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь».
 Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону. В XIII в. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Там святая икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.

Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.

Икона Божией Матери "Иверская"

iverskaj.JPG (49758 bytes) Когда-то давно, в IX веке, близ города Никеи в Малой Азии мирно жила благочестивая вдова с сыном. Так бы и продолжалась их спокойная, размеренная жизнь, если бы не начались гонения на православные иконы. И тогда в их дом ворвались солдаты. «Она прячет здесь своего идола!» – закричал один из них, увидев икону Божией Матери. «Так-то ты исполняешь указ императора!» – подхватил другой и ударил икону копьём. Неожиданно, к его великому ужасу, из рассечённого образа Богородицы пошла кровь, и обезумевший от страха, он пал пред ним на колени, вымаливая прощения за страшный, непоправимый грех. Ночью несчастная вдова с сыном пришла на берег моря. Долго и горячо молились они, а затем, спасая икону, предали её волнам. И новое чудо! Икона встала и поплыла.
 Прошло два века. На берегу моря у Иверской (Грузинской) обители Афона сидели старцы и вели беседы. Вдруг удивительное явление привлекло их взор: от воды к небесам вознёсся огненный столп и стало видно, что свет исходит от стоявшей на волнах иконы. Долго не могли взять её в руки старцы. Наконец, седовласый отшельник Гавриил, славившийся святостью, осенив себя крестным знамением, смело пошёл по волнам и взял святую икону. С почестями поставили её монахи в алтаре храма. Каково же было их удивление, когда наутро икону нашли... над вратами обители. Недоумевая, её снова перенесли в алтарь, но вновь повторилась та же история. Так было несколько раз, пока в чудесном видении старцу Гавриилу не открылось, что не для того явлена икона Богородицы, «чтобы Её охраняли, но чтобы Ей самой быть Хранительницей». Тогда икону так и оставили над вратами обители, и с тех пор, получив название «Вратарницы», она не раз спасала монахов от врагов и разбойников, голода и пожаров...

Икона Божией Матери "Достойно есть"

 Икона Божией Матери "Достойно есть" находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне.
В один из воскресных дней, живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь "Честнейшую Херувим...", оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая и гость заметил, что у них сначала поют "Достойно есть..." Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим. Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь "Достойно есть", была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Карей (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом  песнью, была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга (+ 995, память 16 декабря). 

Икона «Экономисса»  

Икона «Экономисса» была написана после явления прп. Афанасию Божией Матери при постигшем обитель голоде. Когда все иноки ушли из обители, и св. Афанасий сам решился удалиться. Но на дороге он вдруг увидел Жену под покрывалом и удивился, говоря себе: «Откуда здесь взяться женщине, когда вход для женщин сюда невозможен?» Однако Жена сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?». В свою очередь св. Афанасий cпpoсил у Нее: «Ты кто, и как сюда зашла?», а также прибавил: «К чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». «Если ты инок, - продолжала Незнакомка, - ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаю твое горе и помогу тебе. Но расскажи мне прежде, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий рассказал все, и Жена возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?» «Кто же ты? - спросил Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я - Матерь Господа Твоего», - отвечала Жена. «Боюсь поверить, - ответил старец, - и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень, - отвечала Богородица, - ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею твоей Лавры». Афанасий ударил посохом о камень, и из него с шумом потекла вода. Когда он вернулся в обитель, то нашел, что все кладовые доверху наполнены всем необходимым. Вода же до сих пор истекает из того места, где находился камень.
С тех пор Сама Богородица является Домостроительницей (Экономиссой) Великой Лавры и в Лавре нет должности эконома, а только – помощник эконома.

Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса 
(Старица - Настоятельница)

6
Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица - Настоятельница), прославилась в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель).
Благочестивый игумен-старец той обители получил откровение о своей близкой кончине. Перед смертью он хотел причаститься Святых Христовых Тайн и попросил служащего священника поторопиться совершить Божественную литургию, но тот не внял его просьбе. Тогда от чудотворной иконы Геронтиссы, стоявшей в алтаре, был услышан грозный глас, повелевший священнику поторопиться исполнить желание своего игумена.
Другое чудо от иконы совершилось, когда по молитве настоятеля обители в пустых монастырских сосудах умножился елей.
На иконе Матерь Божия изображается в полный рост без Богомладенца. Перед Нею сосуд, из которого изливается через края елей.

Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница"

Skoropos.jpg (36854 bytes)
 Древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.



Икона Божией Матери,
именуемая «Отрада и Утешение»


Otrado.jpg (63420 bytes) История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.






1 коментар:

Анонім сказав...

Теперь можно и монастырь организовывать :)))))))))