Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видели очи мои спасение Твое, еже еси
уготовал пред лицoм всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих,
Израиля, - заканчивается долгий период, тысячелетия боголишенности людей.
Тысячелетиями, с тех пор как древний Адам заплакал первой своей слезой, с тех
пор, как он издал первый стон на земле, где больше не было Бога среди Его
тварей, вся земля, все человечество тосковало о том дне, когда когда-то встретится
вновь лицом к лицу со своим Богом.
И вот этот день пришел; Бог стал человеком в
вифлеемских яслях; Вечный вошел во время: Неограниченный и Бесконечный вошел в
ограниченность нашей тварности; Тот, Который является самой святыней, вошел в
мир греха и, в день Своего крещения погружаясь в страшные иорданские воды, где
люди омыли себя от грехов, погружаясь в них как бы в мертвые воды древних
сказок и сказаний, Он вышел, нося на Себе мертвость, смертность тех людей,
которых Он пришел спасать.
Сегодня мы вспоминаем Сретение Господне, эту встречу
между Ним и первым человеком, кроме Божией Матери, который в Нем узрел Духом
Святым пришедшего Бога. Кончается трагедия богооставленности Ветхого Завета и
языческого мира. Среди Своих людей - Господь; вся полнота Божества обитает на
нашей земле; но начинается новая трагедия: начинается крестный путь Бога,
ставшего человеком. Он родился в область смерти и /ради/ смерти, Он родился
умирать ради нас. Если вы прислушивались к чтениям Ветхого Завета, которые
означают сегодняшний праздник, вы, может быть, заметили, почему он был
учрежден. В 13-й главе книги Исхода мы читаем о том, как Господь сказал Моисею,
что всякий перворожденный мужеского пола должен быть посвящен Ему, принесен в
жертву жизни и смерти в воспоминание о том, как Израиль был спасен от
египетского плена смертью всех первенцев египетских. Это приношение
перворожденного младенца в храм не значило просто его посвящение Богу; эти
младенцы потом возвращались к обычной человеческой жизни. Это приношение младенцев
значило, что они отдаются на волю Божию , что над ними Бог имеет право жизни и
смерти; и это означалось тем, что в выкуп за этого младенца приносился ягненок
или птенцы горличные.
Это была действительно кровавая жертва, которая
отклонялась столетие за столетием до того дня, когда в храм был принесен
Единородный Сын Божий, ставший Сыном Девы, Сыном человеческим. И единственный
раз в человеческой истории эта жертва крови была Богом принята; единственный
раз, несмотря на то, что была принесена жертва как бы заменяющая младенца,
Самый Младенец был принят Богом и Отцом на смерть. Эта жертва ждала своего
времени: с лишним тридцать лет прошло между приношением Младенца и смертью
созревшего Иисуса. Но эта жертва была принята, и Младенец, принесенный Девой
Марией, умер в Свое время на голгофском кресте.
И в этот же день, провозглашая освобождение всего мира от
страшной боголишенности тысячелетий, тот же Симеон дает Божией Матери страшную
весть о том, что и Ей меч пройдет в сердце, что это приношение, которое сейчас отклоняется,
когда-то скажется Божественной волей, и что это - только начало крестного,
трагического пути и Христа, и Богородицы Марии.
И Христос этим путем прошел: путем оставленности людьми и
Богооставленности, путем Гефсиманского сада и Голгофской смерти. Смертью Он
победил смерть, восстал живым от гроба, вознесся во славе, дал нам Духа Своего
Святого; и однако и в Новом Завете не снимается крестное знамя и не приходит к
концу трагедия мира. Воскресший Христос на руках, на ногах, на боку носит следы
гвоздей и копья, на челе - следы венца, которым Его увенчали в насмешку,
тернового венца вместо царского.
Но и мы - участники крестного пути. Каждый из нас в свое
время, после своего крещения был принесен в храм для воцерковления; тогда
читались молитвы над нашей матерью и над нами, тогда призывалась на нас милость
и помощь Господа, Хранителя младенцев, Который носился на руках праведного
Симеона. Но будучи вносимыми в этот храм мы были вносимы по образу Христа; до
этого над нами было совершено крещение, а крещение, по слову апостола Павла, по
вере Церкви - это такое погружение в смерть Христову, что Его смерть делается
нашей смертью, как и Воскресение Его делается нашим воскресением. И мы, умершие
смертью Христа и воскресшие Его Воскресением, приносимся в храм, как Он, вечный
- и однако подверженный трагедии времени, Живой - и однако призванный умереть…
Мы приносимся, по слову апостола Павла, как живые, воскресшие из мертвых, но
живые, как Христос был жив. Он был жив Своим вечным Божеством и Своей
неумирающей человеческой плотью, и однако, эта плоть умерла приобщением нашей
греховной телесности. И также и мы, воскресшие Воскресением Христа, посланы Им
- Он Сам нам говорит: Отец Его послал в область греха, в область страдания, в
область смерти, чтобы на теле нашем, на душе нашей, на всем нашем существу
нести крест падшего, искупленного, и однако еще не спасшегося мира… Мы призваны
в теле нашем восполнить недостающее страстям Христовым, по слову Апостола. На
теле нашем лежат следы распятия; душа наша призвана разрываться голгофской
скорбью о падшем мире, не принимающем своего спасения. И потому что мы -
Христово тело, потому что мы с Ним - одно, трагедия, снятая приходом Христа с
Ветхого Завета и древнего человечества, ставшая теперь трагедией Божественной,
трагедией Христа, эта трагедия продолжается через века в нас. И, как сказал
однажды патриарх Алексий, Церковь - это Тело Христово, распинаемое из столетия
в столетие для спасения мира, носящее крест, умирающее в агонии Гефсиманского
сада и Богооставленности, если нужно, и отверженности людьми всегда на земле.
Вот путь Церкви, вот наш путь, вот то, о чем говорит нам
сегодня этот светлый и такой грозный праздник Сретения Господня праведным
Симеоном. Мы сейчас вступаем в недели, подготовляющие нас к Великому посту, ведущие
нас к Страстной неделе, Воскресению; мы уже приобщены к смерти и воскресению -
и однако, мы должны пройти вновь и вновь весь этот путь жизни Церкви, жизни
Христа, и осуществить его во всей нашей жизни, вне храма, везде, всюду, где бы
мы ни были: мы - тело Христово, распинаемое, отданное Богом, больше того:
наподобие Христа, отдающее себя для спасения мира. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар