Бог, во Христе,
явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе
представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое,
величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог
открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из
нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как
будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное
величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог
обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой
обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим,
все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед
странниками без крова и без привета. И они пошли – и в эту первую ночь Христос
приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и
духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого
общества. А таких людей в истории человечества – несметное количество. И по сей
день – увы! – в больших городах и на просторах земных сколько таких людей,
которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает,
которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что
страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но
человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца
и из своей судьбы их исключили. Одиночество – страшное, жгучее, убийственное
одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы
Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой,
никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это – начало пути Его; и на этом
пути Он приобщился, как я сказал, всем, кто так живет и в наше время, чужим
среди людей, которые должны быть для них братьями; презренны они, побеждены –
подлостью, трусостью и злобой человеческой. Уязвимы они по хрупкости своей, по
беззащитности своей. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога,
Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы
теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным,
презренным, ненавидимым, гонимым...
Но во Христе не
только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства,
как блюститель нашей правды – Он явил нам величие человека. Если Бог мог
сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели
не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек
остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что
человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь,
кость наша, всё вещество наше способно быть Бого-носным, соединиться с
Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не
видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?
Всмотримся в
этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во
всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть
велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы
можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и
рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как
то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда
Бог станет всем во всем.
Какая слава, какая
радость и надежда! Воспоем с благоговением, любовию и трепетом Рождество
Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно – слава всего тварного в
вечности на небеси. Аминь!
И Бог призывает
нас помнить это, и призывает нас такими быть не только в нашей христианской
среде, но и среди всего окружающего мира: относиться к каждому человеку с такой
справедливостью, не судящей и осуждающей, а видящей в каждом человеке всю
красоту, которой Бог наделил его и которую мы называем образом Божиим в человеке,
преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее
славе, рассеивая все злое и темное и, признавая ее в каждом, дать путь этой
красоте стать реальностью и победить, восторжествовать.
Он открыл нам
Смотрите http://www.рокострой.рф пневмонагнетатель. также такую любовь, какой
прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится:
любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, изливающейся, истощающей
себя, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры; любовь, которая дает
не только то, что имеет, но самое себя. Вот что Евангелие, вот что Воплощение
принесли в мир, и это в мире пребывает. Христос сказал, что свет во тьме
светит, и тьма не может объять его, но не может и погасить. И свет этот светит
и будет светить, но победит он только, если мы станем его провозвестниками и
делателями заповедей о правде и о любви, если мы примем Божие видение о мире и
принесем его всему миру – нашу веру, то есть нашу уверенность и надежду,
единственную силу, которая может помочь другим начать жить по-новому. Но для
того, чтобы начать жить заново, они должны увидеть новизну в нас. Мир зачаточно
стал новым через соединение Бога с человеком, когда Слово стало плотью; мы
теперь должны стать откровением этой новизны, славой и сиянием Божиими во тьме
или сумерках этого мира.
Да даст нам
Господь смелость и любовь, великодушие быть Его провозвестниками и свидетелями,
и да будет благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием,
всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
Немає коментарів:
Дописати коментар