Неделя
22-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери
Иаира
Митрополит
Сурожский Антоний
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее
евангельское чтение нам повествует о двух чудесах Господних: об исцелении
женщины, которой никакие человеческие силы, никакое человеческое знание,
никакая добрая воля людей не могли помочь. И о том, как в ответ на мольбу
родителей, в ответ на их скорбь и тоску Спаситель Христос вызвал обратно к
жизни земной молодую девушку.
Много
рассказов в Евангелии о чудесах Господних: и каждый из них, являясь
одновременно и исторической реальностью, говорит нам нечто и о нас самих. Изо
дня в день с каждым из нас происходит чудо Божие: силой Божией мы остаемся
живыми: силой Божией мы восстаем от болезни: силой Божией от отчаяния мы
возвращаемся к надежде, от греха возвращаемся к чистой, просветленной жизни.
Это такие же чудеса, как исцеление тела. И мы привыкли к ним, и мы считаем это
обычным, потому что так постоянно нас взыскует Господь Своей милостью, Свои
любовью и Своей творческой, восстанавливающей силой. Но вот, случись с другим
человеком нечто подобное тому, что с нами бывает постоянно, покажись нам, что
человек до конца стал зол, потемнел беспросветно, умер душой, что нам никакими
силами – ни убеждением, ни пристращенном, ни мольбой, ни любовью его не вернуть
к жизни – и уже подобно людям, которые окружали одр умершей девочки двенадцати
лет, мы говорим Господу: Ты ничего не можешь сделать, – зачем Ты пришел? Что Ты
можешь сделать: этот человек уже умер, ему возврата к жизни нет... Мы забываем
про дочь Иаирову, мы забываем про ребенка, которого в Наине воскресил Господь,
забываем про Лазаря. Но главным делом, забываем о том, как Господь нас от
смерти восставляет к жизни все время: от греха, от злобы, от отчаяния, от
потемнения души, от того, что ничего в нас, как будто, живого не осталось,
ходим, будто труп... И если всмотреться в этот рассказ, мы видим, как Христос
идет в этот дом горя, в этот дом, где есть подлинное, истинное горе матери,
отца, настоящих, подлинных друзей – и общее сострадание, сочувствие других: и
мы слышим, как Ему говорят: Зачем Ты пришел? Она умерла!.. И Христос берет с
Собой только трех учеников, которые по рассказам и житиям представляют собой
образ веры в лице Петра, любви – в лице Иоанна и праведности – в лице Иакова. С
Собой берет Он и мать и отца, которые представляют собой чистое горе. II в этом
контексте веры, надежды, и чистоты, и подлинной мольбы о истинной, реальной
нужде Христос восстанавливает умершую к жизни.
Это
могло бы случаться постоянно вокруг нас: я не говорю о телесном воскрешении, но
говорю о воскрешении душ человеческих. Но мы так часто стоим между чудом и
человеком, и говорим: Стоит ли обратиться к Богу, – что Он может сделать?..
Несколько лет тому назад, когда я говорил о возможности определенному человеку
ожить, стать новым, творческим, мне было отвечено: Никакая сила из него
человека не сделает!.. II тогда я обратился к говорящему и спросил: А скажи –
неужели ничего Господь в твоей жизни не совершил? Неужели Он тебя не изменил до
самых глубин, когда ты к Нему обратился?. И когда этот человек мне ответил: Да,
с тех пор, как я стал православным, все стало ново, – я сказал: И ты после
этого смеешь говорить, что Господь бессилен другого восставить?..
Вдумаемся
в эти случаи: и в евангельский рассказ, и в тот случай, который я вам поведал:
вдумаемся, потому что вокруг нас бесчисленное множество людей, которым нужно
ожить душой, нужно обновиться, стать новыми людьми – но мы их ко Христу не
приводим: мы не говорим им, что все возможно, мы не зажигаем в них такую
надежду, такую веру, такое вдохновение, которые могут сжечь все, так, чтобы
осталось только пламенение и свет.
Вдумаемся
в это, и когда встретим человека, который нам кажется мертвым, – приведем его к
Тому, Который есть и Жизнь, и полнота жизни, и Любовь. Аминь.
20
ноября 1983 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар