Святой праведный Иоанн Кронштадтский
СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ.
ПОУЧЕНИЕ НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Еже от века таинство открывается днесь,
и Сын Божий, Сын человече бывает;
человек бывает Бог, да бога Адама
соделает.
Стихира на хвалитех, глас 2
Дивное, недомыслимое умами смертных таинство
воспоминает и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение
Творца веков и миров – Сына Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе
Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный
делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и
беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию
нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое
таинство открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном человеческим, чтобы,
восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее –
освящение, обновление и обожение.
Благовременно воскликнуть в восторге: да
веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий
род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога,
по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу
твари ради ее спасения.
О, таинство непостижимое, таинство
прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и
таинство ужасное! Ибо причина такого снисхождения, такого истощания – наши
грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести
такое чрезвычайное средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя
для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и
научить смирению и послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю,
прерадостное и восхищающее душу!
Как мы все, братья и сестры, почтены
воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С
нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала
нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что
было бы с людьми, ели бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам,
грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом!
Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных
своих бедствиях!
А теперь какое утешение всегдашнее для
верующих и кающихся в воплотившемся нас ради Сыне Божием! Он надежда, очищение,
освящение и спасение всех кающихся грешников, защита обидимых, утешение всех
скорбящих, ободрение унывающих, покой утружденных и обремененных, награда
подвизающихся, свет омраченных, сила немощных, помощник в трудах благих,
споборник в духовных бранях, утеха всех праведных, вечная жизнь всех верующих в
Него. Веруяй в Мя, аще и умрет оживет, – говорит Господь (Ин. 11, 25).
Но воплощение Сына Божия есть вместе и
таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до
такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением
Сына Божия. Со стороны Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к
нам, Его созданиям, – любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему,
падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше
ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель.
Итак, что же от нас требуется вочеловечением
Сына Божия? Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех
грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят
есмъ Господь Бог ваш (Лев. 19, 2). Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и
нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне
в сыны, и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17-18). Что именно
этого требует от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды, вы можете
убеждаться в том каждый день самой Молитвой Господней «Отче наш», в которой Он,
Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно по
воле Божией, а не по своей жить: Да святится имя Твое, да приидет Царствие
Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Лк. 11, 2-4; Мф. 6, 9-10).
Итак, вот какую непременную обязанность
налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято,
благоговейно и честно и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и
нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и приготовим
себе тягчайшее осуждение и здесь, и в вечности. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар