Преподобный Иоанн Лествичник
Преподобный
Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор
замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому
преподобный и получил прозвание Лествичника.
О происхождении преподобного Иоанна почти не
сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года. Шестнадцати
лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем
преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой
Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.
Один из присутствовавших при
постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви
Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему
духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал
отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел
40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в
"Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как
огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты,
наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об
этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок
Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для
грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег
отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в
это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему
явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал:
"Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в
опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего
ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не
случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся
большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от
утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что
ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал
огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."
Об образе жизни преподобного Иоанна
известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но
- умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо
для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я
не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному
ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас
меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна
Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким
духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к
спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии,
которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя
молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение
года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с
просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный
Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась
далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители
всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В
возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный
был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный
Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу
его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе
святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была
написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для
восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях
преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать
для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу
утверж-дену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный
Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из
послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение
преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим
образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во
образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из
30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и
безопасными от падения". Цель этого творения - научить, что достижение
спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.
"Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты,
искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в
человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин,
живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и
столпы духовной жизни
Содержание одной из степеней
"Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия.
Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели.
Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других,
разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду,
побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану
- попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни
поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит
Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа
сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой
приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или
друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот
показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но
кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится
природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением,
приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко
приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в
малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается,
что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва
не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни.
Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся
смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше -
льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои
и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в
"Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении,
которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное
изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над
своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим
пособием на пути к истине и добру.
Степени "Лествицы" - это
прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое
не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя,
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его" (Мф. 11, 12).
Немає коментарів:
Дописати коментар