7 лютого 2016 р.

Встреча Козельщанской иконы Божией Матери

   07 февраля, по окончании Божественной литургии, состоялась торжественная встреча списка с чудотворного образа Козельщанской иконы Божией Матери, переданной настоятельницей Рождества Пресвятой Богородицы Козельщанского женского монастыря, игуменией Варсонофией. После встречи был отслужен  молебен с акафистом Козельщанской иконе Пресвятой Богородицы.
























Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к более поздним по времени прославления иконам (1881) и одновременно –– к наиболее почитаемым.
   Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала в Украину.
   В ХІХ веке образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ.
   Случилось это так.
   На Cыропусной седмице (Масляной) 1880 года дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач установил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку, чтобы вылечить искривление. Через некоторое время девочку повезли к харьковскому хирургу. Он тоже определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был изготовлен специальный ботинок со стальными пружинами, которые охватывали ногу выше колена. Пострадавшей было предложено принимать теплые ванны.
   Прошел пост, а Мария не чувствовала облегчения. После Пасхи больная ощутила страшную боль и в другой ноге, которая у нее скоро искривилась так же, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к врачу. Тот установил вывих и левой ноги, надел на нее стальные пружины и посоветовал немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие и лечение причинили еще большие страдания. Силы оставляли Машеньку, она полностью потеряла чувствительность рук и ног, не ощущала даже уколов. При осмотре, кроме ранее выявленных повреждений тела, были установлены еще и вывихи в плечевых суставах, в левом бедре, нарушения в позвоночнике. Такое стремительное развитие болезни и неизвестность причин её возникновения заставили Капнистов возвратиться домой.
   В октябре того же года отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обратился за помощью к самым известным докторам, но они заявили, что бессильны перед болезнью.
   Родители и больная уже потеряли надежду на исцеление. Но вдруг появилась возможность обратиться к услугам зарубежного профессора, известного невропатолога Шарко. Поскольку до его приезда в Москву еще было время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в село, взяв со своей жены слово привезти больную дочь в Москву, как только придет известие о приезде профессора.
   21 февраля 1881 года в Козельщине получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Это известие встревожило больную: не окажется ли и этот врач бессильным, как и другие? Мать приняла решение ехать на следующий день и сказала дочери, показывая на семейный образ Богородицы: "Машенька, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божьей Матери, почисть его ризу и крепче помолись перед нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно съездить и вылечить твою болезнь." Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, уповала только на Бога и доверила свою судьбу Небесной помощи.
   Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.
   Прижав к груди святую икону, больное дитя с помощью матери протерла ее и всю тяжесть и боль недуга, скорбь и отчаяние души открыла пред образом Богородицы.
   Ревностная, горячая молитва немощного ребенка была услышана. Вскоре Мария почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: "Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!". Она сорвала металлические пружины и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Божьей Матери. Срочно пригласили приходского священника, и перед образом Божьей Матери был отслужен благодарный молебен. Радостное событие вскоре стало известно в окрестных селах.
   Мать, взяв с собой святой образ Божьей Матери, поехала в Москву с выздоровевшей дочерью. Весть об исцелении быстро облетела Москву, и народ стал стекаться сначала в гостиничный номер, а потом –– к церкви, куда перенесли икону. От образа состоялось еще несколько исцелений.
   Когда семья возвратилась домой в Козельщину, все окрестности уже знали об исцелении от Козельщанской иконы Божьей Матери, и много людей собралось для поклонения образу.
   Сохранять дальше икону в доме не было возможности и, с благословения (разрешения) Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года ее перенесли в специально обустроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не утихало перед образом молебное пение и чтение акафистов.
   В 1882 году был возведен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года основана женская община, которую 17 февраля 1891 года преобразовали в женский монастырь на честь Рождества Пресвятой Богородицы.     С 1929 года (когда монастырь был закрыт) святыня укрывалась его монахинями, и только 23 февраля 1993 года насельницы возрожденной обители во главе с приснопамятной игуменьей Ираидой (Кравцовой, + 27 июня 1996 года) со слезами на глазах встречали свою "Заступницу и Покровительницу". Торжества в честь возвращения иконы возглавил Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий.
   С тех пор образ находится в этой обители. Празднование иконы совершается 21 февраля по старому стилю.

Тропарь, глас 4:
   Веселися, земле Полтавская,/ и все Отечество наше Православное:/ се бо яко светозарное солнце,/ явися пречудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес своих;/ Тою убо обретаем яже на земли вся благая и полезная,/ и сущих на небеси сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ Радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, Тебе молящыяся,/ Едина Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Кондак Акафиста Козельщанстей иконе:

   Избранней Владычице и Заступнице рода христианскаго, знамениями чудес дивных от святыя иконы в стране нашей возсиявшей, благодарственная и умиленная пения немолчно приносяще, яко Матери Господней, в печалех наших и болезнех вопием: Радуйся, скорая Утешительнице и Целительнице, любовь Свою и милосердие нам являющая.

Немає коментарів: