Святитель Спиридон Тримифунтский родился в
конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало.
Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал
на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром
чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены,
в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран
епископом города Тримифунта.
В сане епископа святитель не изменил своего образа
жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству
церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I
Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим
философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала
всем немощь. человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ,
что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим
Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это
есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил
с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими
страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы
веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких
лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник христианства
сделался его ревност-ным защитником и принял святое Крещение. После разговора
со свя-тым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте!
Пока состязание со мною велось посредством доказа-тельств, я выставлял против
одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне
представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца
начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против
нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может
мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за
этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».
На том же Соборе святитель Спиридон явил
против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки
кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а
глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,—
сказал тогда святитель Спиридон,—так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а
Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился о
своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а
непрерывные дожди — вёдром. исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым
ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул
младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва
угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного
и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно
разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так
повеле-вает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради
которого спешу». Воля святителя была исполнена. и он благополучно перешел на
другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил
святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай.
Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал
Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху
раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор
этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении
невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви
пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они
приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и
услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме
епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного
пения. от чего пришли в великое изумление.
Святой Симеон Метафраст, описатель его
жития. уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели
гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников»,— писал
близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории»
удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в
его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон
сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду
поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в
определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в
доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем,
приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и. усадив за стол
странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же
последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: «Тем менее
надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом, также
весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну
часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично
ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять,
сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о
том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались
они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало
утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись,
развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание
честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть
же не напрасно вы бодрствовали».
Немає коментарів:
Дописати коментар