Митрополит Сурожский Антоний
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение нам
повествует о двух чудесах Господних: об исцелении женщины, которой никакие
человеческие силы, никакое человеческое знание, никакая добрая воля людей не
могли помочь. И о том, как в ответ на мольбу родителей, в ответ на их скорбь и
тоску Спаситель Христос вызвал обратно к жизни земной молодую девушку.
Много рассказов в Евангелии о чудесах
Господних: и каждый из них, являясь одновременно и исторической реальностью,
говорит нам нечто и о нас самих. Изо дня в день с каждым из нас происходит чудо
Божие: силой Божией мы остаемся живыми: силой Божией мы восстаем от болезни:
силой Божией от отчаяния мы возвращаемся к надежде, от греха возвращаемся к
чистой, просветленной жизни. Это такие же чудеса, как исцеление тела. И мы
привыкли к ним, и мы считаем это обычным, потому что так постоянно нас взыскует
Господь Своей милостью, Свои любовью и Своей творческой, восстанавливающей
силой. Но вот, случись с другим человеком нечто подобное тому, что с нами
бывает постоянно, покажись нам, что человек до конца стал зол, потемнел
беспросветно, умер душой, что нам никакими силами – ни убеждением, ни
пристращенном, ни мольбой, ни любовью его не вернуть к жизни – и уже подобно
людям, которые окружали одр умершей девочки двенадцати лет, мы говорим Господу:
Ты ничего не можешь сделать, – зачем Ты пришел? Что Ты можешь сделать: этот
человек уже умер, ему возврата к жизни нет... Мы забываем про дочь Иаирову, мы
забываем про ребенка, которого в Наине воскресил Господь, забываем про Лазаря.
Но главным делом, забываем о том, как Господь нас от смерти восставляет к жизни
все время: от греха, от злобы, от отчаяния, от потемнения души, от того, что
ничего в нас, как будто, живого не осталось, ходим, будто труп... И если
всмотреться в этот рассказ, мы видим, как Христос идет в этот дом горя, в этот
дом, где есть подлинное, истинное горе матери, отца, настоящих, подлинных
друзей – и общее сострадание, сочувствие других: и мы слышим, как Ему говорят:
Зачем Ты пришел? Она умерла!.. И Христос берет с Собой только трех учеников,
которые по рассказам и житиям представляют собой образ веры в лице Петра, любви
– в лице Иоанна и праведности – в лице Иакова. С Собой берет Он и мать и отца,
которые представляют собой чистое горе. II в этом контексте веры, надежды, и
чистоты, и подлинной мольбы о истинной, реальной нужде Христос восстанавливает
умершую к жизни.
Это могло бы случаться постоянно вокруг
нас: я не говорю о телесном воскрешении, но говорю о воскрешении душ
человеческих. Но мы так часто стоим между чудом и человеком, и говорим: Стоит ли
обратиться к Богу, – что Он может сделать?.. Несколько лет тому назад, когда я
говорил о возможности определенному человеку ожить, стать новым, творческим,
мне было отвечено: Никакая сила из него человека не сделает!.. II тогда я
обратился к говорящему и спросил: А скажи – неужели ничего Господь в твоей
жизни не совершил? Неужели Он тебя не изменил до самых глубин, когда ты к Нему
обратился?. И когда этот человек мне ответил: Да, с тех пор, как я стал
православным, все стало ново, – я сказал: II ты после этого смеешь говорить,
что Господь бессилен другого восставить?..
Вдумаемся в эти случаи: и в евангельский
рассказ, и в тот случай, который я вам поведал: вдумаемся, потому что вокруг
нас бесчисленное множество людей, которым нужно ожить душой, нужно обновиться,
стать новыми людьми – но мы их ко Христу не приводим: мы не говорим им, что все
возможно, мы не зажигаем в них такую надежду, такую веру, такое вдохновение,
которые могут сжечь все, так, чтобы осталось только пламенение и свет.
Вдумаемся в это, и когда встретим
человека, который нам кажется мертвым, – приведем его к Тому, Который есть и
Жизнь, и полнота жизни, и Любовь. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар