Митрополит Антоний Сурожский
Притча о богаче и Лазаре.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хочу обратить ваше внимание на два
момента в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, на заключительные слова
Спасителя: если мы не сумели послушать Моисея и пророков, то есть того
множества свидетелей, которые от начала времен нам говорили о Боге и о Его
правде, то и Воскресший не убедит нас ни в чем... Тем, кто тогда его слушал,
это слово казалось таким непонятным, – но разве теперь эти слова не ясны для
нас? Воскрес Христос, явился в славе Своего Божества и во всей красоте и
величии Своего человечества – и все равно мы, христиане, слышим Его слова,
дивимся Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаемся от того, чему Он нас
учил. Разве кто-то может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их
узнать в лице ранних Его учеников и апостолов? Тогда печатью апостольства,
печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к
другому и любовь их крестная, жертвенная ко всему миру; они были готовы свою
жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий,
мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью. Как далеко от этого
то, что люди могут видеть в нас!
И это приводит меня ко второму, что я
хотел сказать. Кто-то из древних сказал: Нет более страшного места отлучения,
чем то место, где будут неверные христиане... Когда мы читаем эту притчу, мы
всегда думаем о Лазаре и о богаче, думаем о других: но что если эта притча
обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека? Какое несметное
богатство у нас есть духовного ведения! Мы знаем Бога; мы познали Христа: нам
открылось Его учение; нам даны Его таинства: в нас обитает Его благодать, веет
в Церкви Святой Дух – а мы все равно остаемся самодостаточны, замкнуты и
стараемся жить привольно, обеспеченно этим богатством, которое Господь нам
дает. Рядом с нами тысячи и тысячи людей изголодались, готовы бы покормиться
крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, – но мы им не даем:
Православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, все принадлежит нам!.. А
другие люди у нашего порога, под лестницей нашей, у нашей двери голодают,
умирают с голода, и не получают порой ни одного из тех животворящих слов,
которым они могли бы ожить...
Мы знаем слишком много, мы слишком богаты;
древние святые „невежды”, не имевшие доступа к тому множеству книг, которые мы
можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нем строили святость
целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся – и святость не вырастает
среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел все себе сохранить,
которому не жалко было другого человека.
И вот Евангелие говорит нам, что умер
бедный – может быть, просто изголодавшись у двери богатого, – и ангелы унесли
его в лоно авраамово, в рай Божий. Умер и богатый – но ни один из ангелов не
подошел к нему: схоронили его подобные ему жадные и богатые, схоронили его в
сердце земли; умер он, и оказался перед лицом суда. И не потому, что он был
богат, а Лазарь беден, не потому просто, что ему досталось в жизни светлое, а
тому только горькое: потому что все светлое, что у него было, он жадно сохранил
и ничем не поделился: теперь и бедняк – такой теперь богатый в вечности – не
может поделиться с ним ничем...
Подумаем о нашем Православии, подумаем о
богатстве нашем, подумаем о том голоде, который вокруг, среди инославных, среди
неверующих, среди безбожных, среди ищущих и не ищущих – и не останемся
подобными этому богачу, чтобы и над нами не произнес Господь Свой суд: Я
воскрес – и Мне вы не поверили!.. Но какая радость будет у Спасителя, и у
ангелов Божиих, и у Отца нашего небесного, и у Матери нашей, Богородицы, и у
святых, и у грешников, если мы окажемся простодушными и щедрыми, и если все
наше богатство мы будем давать: давать, не стараясь ничего сохранить – потому
что человек только тем богат, что он отдал по любви. И тогда и среди нас, и в
наших душах откроется Царство Божие, Царство торжествующей, ликующей, все
победившей любви. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар