СЛОВО
НА ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
архиеп.
Феофан Полтавский
Поминайте
наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание
жительства, подражайте вере их (Евр. 13:7).
В настоящий
день, братие, Церковью празднуется память св. Отцов первых шести Вселенских
Соборов. По сему случаю думаю предложить вам слово о значении св. Отцов и
Учителей Церкви для нас христиан. В чем заключается их величие и чем
обуславливается их особенное значение для нас? Вот вопрос, на который предлежит
дать нам ответ.
Церковь, братие,
есть дом Бога живаго и столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Истина
Христианства хранится в ней во Св. Писании и Св. Предании; но она нуждается в
правильном хранении и в правильном истолковании. Значение св. Отцов и
заключается в том, что они являются наиболее правоспособными хранителями и
истолкователями сей истины по святости своей жизни, по глубокому знанию слова
Божия и по обилию обитавшей в них благодати Св. Духа. Для изследования и
истинного уразумения сказанного в Писании,- говорит св. Афанасий Великий,—
потребны хорошая жизнь, чистая душа и христоподражательная добродетель, чтобы
ум, преуспев в этом, был в состоянии достигать желаемого и приобретать оное в
какой только мере естеству человеческому возможно познание о Божием Слове. Ибо
без чистого ума и без подражания жизни святых никто не возможет уразуметь
словеса святых. Кто пожелает видеть солнечный свет, тот без сомнения, протрет и
ясным сделает глаз свой, доведя себя почти до одинаковой чистоты с тем, что
желает видеть, чтобы таким образом глаз сам стал светом и увидел солнечный
свет. Так и желающему постигнуть мысль богословов должно предочистить и убелить
душу жизнью и уподоблением в делах своих приблизиться к ним, чтобы, ведя
одинаковый с ними образ жизни, уразумевать и откровенное им Богом.
Конечно, нужна
чистота в жизни для того, чтобы и для преуспеяния в нравственной жизни
распознаваемо было прикровенное в Писании,— говорит св. Василий Великий.- Но
кроме чистоты жизни, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и
таинственность Божия слова через непрестанное поучение, напечатлелась в душе. А
что в продолжение целой жизни требуется упражнение в Божием слове, показывает
жизнь Моисея, который в первое сорокалетие изучал египетскую мудрость, а во
второе сорокалетие, под видом пастушеской жизни удалившись в пустыню,
упражнялся в созерцании Сущего, и таким образом уже после вторичного
сорокалетия удостоившись Божия явления, против воли призван человеколюбием
Божиим к попечению о людях. И после того не оставался постоянно в деятельной
жизни, но часто возвращался к жизни созерцательной. Таков же был и Илия; он
бегал людской молвы и любил пребывать в пустынях. Посему, если святые со всем
постоянством владычественного в их душе, трудились в изыскании истины, то не
безрассудно ли желают воспользоваться плодами бесчисленных трудов без всякого
усилия? Ибо заметь: после коликократных уединений, безмолвий и трудов
удостоился Илия видеть Бога!
Никто не может
войти в Богословие,- говорит св. Никита Стифат,- и сказать подобающее о Боге,
как только Духом Святым. Божественное Писание постигается духовно, и сокрытые в
нем сокровища только духовным открываются Духом Св. Душевный же человек
откровения их приять не может (1 Кор. 2:13-14). Богом присуждено, чтобы из рода
в род не прекращалось уготование Духом Св. пророков Его и друзей для
благоустроения Церкви Его. Ибо, если змий древний не перестает изрыгать яд
греха в уши людей на пагубу душ, то Создавший наедине сердца наши не воздвигнет
ли убога, посылая в помощь наследию Своему меч духовный, иже есть глагол Божий.
Достойно убо те, кои отвергаются себя, начиная смирением востекать на высоту
ведения, и дастся им свыше силою Божиею слово премудрости, яко благовествующим
спасение Церкви Его (Пс. 67, 12).
Да ведают все
христиане,- говорит Симеон Новый Богослов,- что Христос есть неложнейший
истинный Бог, и воистину, по обетованию Своему, является любящим Его и
исполняюшим заповеди Его, и вместе с явлением Своим дарует им Духа Святого, и
что вновь чрез Духа Святого пребывает с ними и Отец и Сын. Такие мужи
духоносцы, когда говорят, не сами от себя говорят, но от Св. Духа.
Некогда самому
Св. Симеону Новому Богослову явился таинственно Дух Святой, и спрошенный: как
он Его видел и в каком образе, св. Отец сказал: простым и безвидным, однакоже
как свет. И когда я увидел то, чего никогда не видел, удивился сначала и сам в
себе рассуждал, что бы это было такое. Тогда Он таинственно, но внятным голосом
сказал мне: Я так нисхожу на всех пророков и апостолов, и на нынешних
избранников Божиих и святых, ибо Я есть Святый Дух Божий.
Итак, через святых Отцов Церкви глаголал Сам
Дух Св., по неложному свидетельству Его Самого, и этим обуславливается великое
значение их для нас христиан.
Немає коментарів:
Дописати коментар