Митрополит Антоний Сурожский
Вознесение Господне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Много лет тому назад отец Сергий Булгаков назвал одну из
своих проповедей на Вознесение "Радость разлуки". И действительно,
когда мы задумываемся над словами, которые сопутствуют в Евангелии
предупреждению Христа о том, что Ему надлежит умереть, на время разлучиться со
Своими учениками и быть для них вне всякой досягаемости, и о том, что идет
время, когда Он отойдет уже окончательно к Богу и Отцу, можно изумляться:
молясь об учениках Небесному Отцу, Христос просит о том, чтобы они имели
полноту Его радости в себе... Как может быть, чтобы, разлучившись со
Спасителем, мы могли, однако, радоваться Его радостью и не за Него, а вместе с
Ним, за себя, за весь мир?
Эта радость нелегко дается. Для того, чтобы пережить эту
радость Христову, надо оторваться от привязанности к земному, родному,
привычному Христу. Вы, наверное, помните в Евангелии рассказы о явлении Христа
ученикам после Воскресения; Спаситель предстал святой Марии Магдалине у самого
гроба, и она была так погружена в свое горе, что не узнала Его, она вся в себя
ушла — и потеряла Его. И когда Спаситель ее назвал по имени, и это слово
"Мария" дошло до глубин ее сердца и души, она пала к Его ногам и
захотела как бы удержать Его, держась за воскресшую плоть. И Он ей сказал: Не
трогай меня ныне, Я еще не взошел к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и
Богу вашему... Она вся еще была полна временем Христовой жизни на земле; она
хотела вернуться к тем дням радости вокруг Него, но эта радость прошла. Между
этими днями земной жизни и Христом теперешним, знаемым нам, прошел меч, прошла
смерть, крест, сошествие во ад, недолговременная, но такая страшная по своей
кажущейся безнадежности разлука.
И теперь Христос вознесся. Христа, каким мы Его видим в
Евангелии, мы не можем больше уловить, потому что Он нам раскрылся как Бог и
как совершенный человек. Та простая близость, которая была между Ним и Его
учениками, земная дружба как-то отошла вдруг на какой-то задний план, и теперь,
как говорит апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его знаем
духом.
Уходя от Своих учеников, Спаситель им сказал: Я вас
сиротами не оставлю. Я вам пошлю Духа, Утешителя, Который исходит от Отца, — Он
вам все возвестит...
И в день Пятидесятницы Божий Дух почил на Церкви,
заполнил ее Своим присутствием и открыл перед Церковью бездонные глубины нового
ведения и Самого Христа, уже не просто учителя, не просто наставника, не просто
друга, не просто помазанника Божия, пророка, чудотворца. Открылся Христос
откровением Духа как Человек, но не как один из людей, а как полнота явления
того, что такое Человек. И открылся Он нам как Бог. Это предчувствовали, это
чуяли Его ученики, но теперь мы это знаем, мы это видим, мы это познали опытом:
Он наш Господь и Он наш Бог.
И дар Святого Духа силой Божией дает нам возможность
приобщиться тому, что принадлежит никому иному, как Сыну Божию, ставшему Сыном
человеческим. Его Воскресение было как бы чудом в Его Богочеловеческой судьбе;
но наша приобщенность Ему даром Святого Духа, то, что Причащением Святых Таин,
Крещением мы делаемся плотью и кровью Его, как бы Им Самим, делает все то, чем
Он был, возможным для нас. Человек в полном смысле этого слова, человек,
достигший полной меры своего человечества — не земной человек, а человек
небесный; человек только тогда делается полностью собой, когда он так соединился
с Богом, что он — в Боге и Бог в нем, когда он стал человеком, каким был
Христос: Сыном Божиим не по рождению, а по дару, по приобщению.
И вот где радость наша: вознесясь от нас на небо, Христос
унёс с Собой, в глубины Святой Троицы ту плоть, которую человечество, земля,
Ему подарила Божией Матерью . Теперь тайна человека находится в глубинах и
недрах тайны Божией. Мы не разлучились с Ним, потому что Духом Святым мы с Ним
стали неразлучными; и видя случившееся с Ним, приобщаясь тому, что с Ним случилось,
мы приобщаемся Его радости, радости о том, что мир спасен, радости о том, что
побеждено все, что делало человека мелким, чуждым Богу. Теперь мы Ему свои,
родные. Теперь мы можем радоваться Христовой радостью: не только о Его победе,
но о том, что перед нами открыто новое ведение Божие, новое понимание человека,
и призвание такое великое, такое дивное, о котором не мыслил человек до Христа:
стать сынами и дочерьми Божиими, приобщиться всему, что Христово — включая
вечную Божественную славу. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар