ПОУЧЕНИЕ НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святой
праведный Иоанн Кронштадтский
Еже от века таинство открывается днесь,
и Сын Божий, Сын человече бывает; человек бывает Бог, да бога Адама соделает.
Стихира на хвалитех, глас 2
Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает
и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение Творца веков и
миров – Сына Божия.
Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения.
Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения.
О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и
восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо
причина такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому,
премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное
средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы нас
исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и
послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее
душу!
Как мы все, братья
и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены,
обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем,
Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей,
Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не
снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным
по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко,
безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!
А теперь какое утешение всегдашнее для верующих и
кающихся в воплотившемся нас ради Сыне Божием! Он надежда, очищение, освящение
и спасение всех кающихся грешников, защита обидимых, утешение всех скорбящих,
ободрение унывающих, покой утружденных и обремененных, награда подвизающихся,
свет омраченных, сила немощных, помощник в трудах благих, споборник в духовных
бранях, утеха всех праведных, вечная жизнь всех верующих в Него. Веруяй в Мя, аще и умрет оживет, –
говорит Господь (Ин. 11, 25).
Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и
поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к
чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны
Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, –
любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему,
ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение, наша
неизбежная вечная гибель.
Итак, что же от нас требуется вочеловечением Сына Божия?
Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах,
исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят есмъ Господь Бог ваш (Лев. 19, 2). Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и
нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне
в сыны, и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17-18). Что
именно этого требует от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды, вы
можете убеждаться в том каждый день самой Молитвой Господней «Отче наш», в
которой Он, Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и
праведно по воле Божией, а не по своей жить: Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко
на небеси и на земли (Лк. 11, 2-4; Мф. 6, 9-10).
Итак, вот какую непременную обязанность налагает на нас,
братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и
честно и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы
будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и приготовим себе тягчайшее
осуждение и здесь, и в вечности. Аминь.
1 коментар:
"Как эхо не перекричать криком,так людей не переубедить спорами." Монах Симеон Афонский
Дописати коментар