27 апреля 2014 г.

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха)

Антипасха

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминой недели. В древнехристианском богословии, начиная, с конца I века, воскресный день мыслился первым днём седмицы — днём начала творения Божия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет.
В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира. В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»
Уверения Фомы
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Собственно говоря, для Фомы Пасха Христова наступила «после восьми дней» (Иоан.20:26), позже всех учеников. Когда ученики рассказали о воскресшем Иисусе Христе Фоме, то он не поверил им, как вначале не поверили и они сами, увидев воскресшего Христа: «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лук.24:37). И чтобы убедить смущенных учеников, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Иоан.20:20) и ел перед ними. Фомы не было вместе с остальными учениками, когда им явился Иисус. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление, он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — на уверения учеников о воскресении Христа Фома отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
Из слов Фомы «Вложу руку мою в ребра Его» —видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока. Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание. Он боялся доверится Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. И Христос не отверг Своего сомневающегося ученика. Господь снова явился апостолам и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27) (то есть: поверь в Мое Воскресение). Следы ран Фома хотел осязать своими руками, и Господь пошел ему навстречу, обнажив Свое тело и предложив коснуться Его. Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа.
Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения — это природа, созданная Богом. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, то он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.
Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие...» (Ин.20:29). И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры.
Наверное, большинство в Церкви, как это было среди апостолов, знает бесконечную радость верить в Воскресшего Христа, не видя Его. Но есть среди нас всегда и такие, о ком Господь говорил: «Не уверуете, если не увидите!» (Ин. 4,48) Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразовать в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. Пример апостола Фомы является показательным. Веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот момент он требует подтверждения тому, что другие Ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом. И Своим уверением Фомы Господь как бы предупреждает все наши вопросы и даёт на них единственный ответ. Апостол Иоанн говорит «Хотя дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин.6:63), т. е. хотя чувства могут обмануть людей скорее, нежели дух, все же снисходительный Господь снизошел к немощи человеческой и сделал все, чтобы удовлетворить и чувственный разум людей, и их чувственную логику. Господь уже столько раз говорил, что воскреснет, — надо было только веровать Ему. Однако, дабы уверить неверующих и утвердить поколебавшихся, Господь не ограничился только пророчеством о Своем Воскресении, но много раз являлся по Воскресении. Самым важным для Него было, чтобы апостолы, а чрез них и все верные непоколебимо уверовали в Его Воскресение из мертвых. Сие есть основание веры и венец радости для всякого христианина. Потому Господь сотворил все, дабы удовлетворить и дух, и чувства Своих апостолов, дабы никто и никогда не поколебался в вере в то, что Он, Господь, жив и прославлен.
Миссия Фомы
Согласно преданию Церкви, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. В самой смерти Господь сподобил его особой милости. Пронзенный пятью копьями, он всей жизнью и смертью своей прикоснулся к пяти ранам Христа. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10), — говорит, как апостолу Фоме, каждому верующему в Воскресение Христово Господь.
В IV столетии часть его мощей была перевезена из Индии в Византию, а из Византии глава апостола Фомы при падении Константинополя была перенесена в Грузию и теперь хранится в тбилисском Сионском соборе. С именем апостола Фомы связана Аравийская икона Божией Матери.
О понуждении в вере
История Фомы свидетельствует, что прежде чем прийти к вере, надо вывести на свет Божий всё наше неверие. Надо умертвить все наши колебания, всякую неопределённость в нашей вере. То, что, может быть, более всего мешает многим из нас прийти к подлинной, глубокой вере, — это нераскаянность в нашем неверии. Это пребывание в приблизительности, в теплохладности, в том, что преподобный Серафим Саровский называет отсутствием решимости. А для этого надо признаться в отсутствии смелости в себе, и покаяться перед Богом. Ибо вера подлинная, великая — та, что движет горами и может отвалить камень от двери гроба; та, которая, прежде чем радостно воскреснуть из гроба, сознаёт смиренно, что она в нём заключена. Вера — это не то, что мы получили однажды в Церкви как богатое наследство.. За неё нужно бороться, необходимо постоянно понуждать себя. Вера — путь, которому нет конца, и мы должны идти, преодолевая усталость и преграды, побеждая сомнения и всякое неверие. Потому что всякий грех есть неверие, и всё, что не по вере, есть грех. Истинная вера требует беспрерывного изменения себя, непрестанной борьбы с грехом и страстями, тяжелого труда по очищению своей души. Все христианство основано на вере в Воскресение Христово, на вере в то, что хотя бы один раз в нашей земной истории, в нашем земном мире смерть была побеждена и мертвый воскрес.

Быть христианином означает верить именно в эту неслыханную, невозможную и, тем не менее, реальную, реально совершившуюся победу над смертью. «Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то вера ваша тщетна» (1 Кор.15:14) На суде Божьем никто не оправдает себя доводами, что его кто-то соблазнил, кто-то увел в ложное учение, что он не знал истину (потому что не искал). Но каждый ответит сам за себя, почему он не приложил усилие, чтобы утвердиться в Евангельском учении, не противостоял лукавому, не стал на твердое основание и не приобрел веру Фомы.

Комментариев нет: