Проповедь в неделю Крестопоклонную.
Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы
животворящему и страшному Кресту Господню. Один раз — во время Страстной Седмицы,
когда, читая Евангелия Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое
Распятие, Крест, на котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь.
Второй раз празднуем мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о
том, как Крест был найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли
видеть тот Крест, на котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне,
облобызать его с трепетом и любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных
Древ, когда этот же Крест, вернее, небольшая его частица, обносимая в
зараженном смертной заразой Константинополе, вернула город к здравию, к жизни,
к надежде, и обновила веру в Крест, в милость и любовь Господню.
И сегодня, в
середине Поста, поклоняемся мы живоносному Господню Кресту. Каждый из этих
праздников несет на себе печать того времени или того смысла, с которым он
совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий Четверг, мы с
изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и Происхождение Честных
Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к поклонению Кресту Господню? Это
поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей. О
чем говорит нам этот Крест? Весь этот период времени говорит нам о том, как
Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может претворить
каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь, вечную
жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас, святыми
прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о безмерной,
об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть
по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от
отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на
хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом
так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от
смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны
духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем, и поэтому вчера на
каноне пелся — не с такою славою, как будет петься в пасхальную ночь, но с
тихой, ликующей надеждой — пасхальный канон о Воскресении Господнем. Это жизнь,
это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией
любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно,
что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги! Но
Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что для
того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией собственной
жизнью, надо все пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные Христом к
нам: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест свой, и
да грядет по Мне». Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество жизни, в
царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле. А последовать
за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и мой ближний
мне дороже собственной жизни, дороже себя самого. Начинается это с того, что,
поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я действительно от
себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе: сойди с моего
пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более прекрасные, чем я
сам. И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное
отвержение себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить,
а любить, это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и
значит умереть для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет,
глубина которой бездонна.
А крест, который мы должны нести, это любовь, забота
о ближнем, тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась
Божия воля, т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь, вечная радость,
ликование и торжество. И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные,
обычные наши, привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок,
молитва, где говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками.
Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его
умирание, зная, кто умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел,
обратился к Нему с мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда
засудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную
человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал
хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя,
что и Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный
может погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он
обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение,
эту милость Бог ему обещал — и даровал. Действительно, поистине, кающийся
разбойник в тот же день оказался со своим Спасителем в раю. Вот о чем нам
говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому Кресту на полпути
к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой надеждой. Но,
вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести вдумчиво,
пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими,
над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы станем
в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со Христом
пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и могли быть
с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой Божественной
любви. Аминь!
Немає коментарів:
Дописати коментар