21.11.2012 г.,в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных исполняется 21 год со дня хиротонии (рукоположения в священника) настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Иверская" протоиерея Николая (Несправа).
В этот памятный день желаем Вам, о.Николай, крепости сил, бодрости духа, мира душевного, радости о Господе и Его помощи в Ваших дальнейших пастырских трудах на благо Святой Церкви и народа Божиего.
Да хранит Вас Бог в добром здравии на многая лета.
ОБ ИМЕНАХ И АНГЕЛАХ. ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание
великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он
встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом
мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней
своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт
непостижимого Бога.
Есть место в книге
Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы
все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает
только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит
в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не
может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то
единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его
тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы носим имена святых,
которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как
храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в
значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития.
Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в
какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь
нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже
грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.
И вот сегодня мы празднуем
честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы –
это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до
конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу
тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их
служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их
святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших
богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного
света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая
позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед
лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что
это значит?
Это значит, что некий
божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой;
но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а
так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на
драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в
стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
Это образ подлинной
святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем,
переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не
потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, –
а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом,
Который познает глубины Своей твари...
Но их личная святость явлена
нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из
этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам,
в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие
среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» –
слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние
великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в
некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал
великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для
него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало
его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание
великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он
встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом
мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней
своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт
непостижимого Бога.
На иконах Архангел Михаил
изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который
знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое
и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех
вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием,
на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в
литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в
алтарь.
Другой Архангел, Гавриил,
чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые
дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот,
который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие
Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки
мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна
Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит
миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках –
знаком примирения Бога с миром.
Об Архангеле Рафаиле мы
читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и
его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и
Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят
нам об Ангелах-хранителях.
О дне памяти святого, имя
которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то
смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми
людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается
по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы
хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же
Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш,
независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или
нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни
думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя...
И еще: один человек на земле
был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы
читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем
начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне... Он
глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него
говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в
полную меру встал перед людьми образ Господень.
Это – путь на земле; мы
должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким
драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы
должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как
драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя
в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего
временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание
Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и
которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога
единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой
нашей воплощенности в просветленность и прозрачность... Ангелом на земле является
неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное
Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.
Вот те образы, те мысли, те
думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними
общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь
нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к
совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам
Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться
до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.
Митрополит Антоний
Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди.
Изд-во «Христианская жизнь»
2010 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар