
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.
К особенностям праздника
Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение
плодов.
Обычай освящать плоды —
древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле
(срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая
освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции)
к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград –
приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение
этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству
Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех
местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник
Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие
собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей
(плодов)».
Освящение плодов 6 августа
имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии
Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в
которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее
воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла
в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает
обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается
церковным благословением плодов.
Немає коментарів:
Дописати коментар