В греческом часослове 1897 года так объясняется
происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших
в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо
Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне
(31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе
Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и
далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его
потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество
соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании
действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения",
составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета,
дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день
Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского,
по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось
в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся
Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину
малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с
освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас:
"Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется
вкушение его нового сбора.
Немає коментарів:
Дописати коментар