5 листопада 2012 р.

Божественная Литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня


    
 5 ноября, в день памяти апостола Иакова брата Господня по плоти,по благословению Высокопреосвященнейшего Филиппа Митрополита Полтавского и Миргородского, в Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии была отслужена Божественная литургия апостола Иакова. Возглавил литургию вице-ректор семинарии архимандрит Вениамин (Погребной) в сослужении преподавателей в священном сане.




  Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом.

 Предстоятель, по выражению святого Иустина, возносил молитвы и благодарения "так долго, как мог" и "сколько позволяло время". Благодатных сил у первохристиан было в избытке, и литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения. Таким образом сложились чинопоследования литургий, носящих имена апостолов: например, литургия апостола Иакова, апостола Марка, антиохийская литургия 12-ти апостолов и другие. Знакомые каждому православному человеку чинопоследования литургий - литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже. 





     Божественная литургия святого апостола Иакова, брата Господня - это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине. В первые века христианства, до IX-го века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай. Несмотря на то, что в течении веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто "константинопольском" виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие - это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме - три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе - в любое время года, по желанию настоятеля). В России до XX века эту литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Анастасия был подготовлен её богослужебный перевод, а также песнопения на церковно-славянском языке. С этого времени и начинается возрождение этого редчайшего чина сперва в русских церквях за рубежом, потом, в 60-70 годы, в церкви Ленинградской Духовной Академии, где она служилась раз в год, 5 ноября, в день памяти святого апостола Иакова, а затем в Сербской, Болгарской и других поместных православных церквях.



     Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма. 









Незнакомые молитвы, непривычное звучание известных молитв и ектений: "Гори будем иметь ум и сердца" или "Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся". Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм изнутри торжественной процессией, причем во время Великого входа вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеческая…».













     Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста вплоть до VIII века.









Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге: «Не яко убо мы достойни есмы поминати их блаженство, но яко предстоящих страшному и трепетному престолу Твоему молящихся о нашем окаянстве». 



Немає коментарів: