Митрополит
Антоний Сурожский
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами праведного Симеона: Ныне отпущаеши
раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видели очи мои спасение
Твое, еже еси уготовал пред лицoм всех людей, свет во откровение языков и славу
людей Твоих, Израиля, - заканчивается долгий период, тысячелетия боголишенности
людей. Тысячелетиями, с тех пор как древний Адам заплакал первой своей слезой,
с тех пор, как он издал первый стон на земле, где больше не было Бога среди Его
тварей, вся земля, все человечество тосковало о том дне, когда когда-то встретится
вновь лицом к лицу со своим Богом. И вот этот день пришел; Бог стал человеком в
вифлеемских яслях;
Вечный вошел во время: Неограниченный и Бесконечный вошел в ограниченность нашей
тварности; Тот, Который является самой святыней, вошел в мир греха и, в день
Своего крещения погружаясь в страшные иорданские воды, где люди омыли себя от
грехов, погружаясь в них как бы в мертвые воды древних сказок и сказаний, Он
вышел, нося на Себе мертвость, смертность тех людей, которых Он пришел спасать.
Сегодня мы вспоминаем Сретение Господне, эту
встречу между Ним и первым человеком, кроме Божией Матери, который в Нем узрел
Духом Святым пришедшего Бога. Кончается трагедия богооставленности Ветхого
Завета и языческого мира. Среди Своих людей - Господь; вся полнота Божества
обитает на нашей земле; но начинается новая трагедия: начинается крестный путь
Бога, ставшего человеком. Он родился в область смерти и /ради/ смерти, Он
родился умирать ради нас. Если вы прислушивались к чтениям Ветхого Завета,
которые означают сегодняшний праздник, вы, может быть, заметили, почему он был
учрежден. В 13-й главе книги Исхода мы читаем о том, как Господь сказал Моисею,
что всякий перворожденный мужеского пола должен быть посвящен Ему, принесен в
жертву жизни и смерти в воспоминание о том, как Израиль был спасен от
египетского плена смертью всех первенцев египетских. Это приношение
перворожденного младенца в храм не значило просто его посвящение Богу; эти
младенцы потом возвращались к обычной человеческой жизни. Это приношение младенцев
значило, что они отдаются на волю Божию , что над ними Бог имеет право жизни и
смерти; и это означалось тем, что в выкуп за этого младенца приносился ягненок
или птенцы горличные.
Это была действительно кровавая жертва,
которая отклонялась столетие за столетием до того дня, когда в храм был
принесен Единородный Сын Божий, ставший Сыном Девы, Сыном человеческим. И
единственный раз в человеческой истории эта жертва крови была Богом принята;
единственный раз, несмотря на то, что была принесена жертва как бы заменяющая
младенца, Самый Младенец был принят Богом и Отцом на смерть. Эта жертва ждала
своего времени: с лишним тридцать лет прошло между приношением Младенца и
смертью созревшего Иисуса. Но эта жертва была принята, и Младенец, принесенный
Девой Марией, умер в Свое время на голгофском кресте.
И в этот же день, провозглашая освобождение
всего мира от страшной боголишенности тысячелетий, тот же Симеон дает Божией
Матери страшную весть о том, что и Ей меч пройдет в сердце, что это приношение,
которое сейчас отклоняется, когда-то скажется Божественной волей, и что это -
только начало крестного, трагического пути и Христа, и Богородицы Марии.
И
Христос этим путем прошел: путем оставленности людьми и Богооставленности, путем Гефсиманского сада
и Голгофской смерти. Смертью Он победил смерть, восстал живым от гроба,
вознесся во славе, дал нам Духа Своего Святого; и однако и в Новом Завете не
снимается крестное знамя и не приходит к концу трагедия мира. Воскресший
Христос на руках, на ногах, на боку носит следы гвоздей и копья, на челе -
следы венца, которым Его увенчали в насмешку, тернового венца вместо царского.
Но и мы - участники крестного пути. Каждый
из нас в свое время, после своего крещения был принесен в храм для
воцерковления; тогда читались молитвы над нашей матерью и над нами, тогда
призывалась на нас милость и помощь Господа, Хранителя младенцев, Который
носился на руках праведного Симеона. Но будучи вносимыми в этот храм мы были
вносимы по образу Христа; до этого над нами было совершено крещение, а крещение,
по слову апостола Павла, по вере Церкви - это такое погружение в смерть
Христову, что Его смерть делается нашей смертью, как и Воскресение Его делается
нашим воскресением. И мы, умершие смертью Христа и воскресшие Его Воскресением,
приносимся в храм, как Он, вечный - и однако подверженный трагедии времени,
Живой - и однако призванный умереть… Мы приносимся, по слову апостола Павла,
как живые, воскресшие из мертвых, но живые, как Христос был жив. Он был жив
Своим вечным Божеством и Своей неумирающей человеческой плотью, и однако, эта
плоть умерла приобщением нашей греховной телесности. И также и мы, воскресшие Воскресением Христа, посланы Им - Он Сам нам
говорит: Отец Его послал в область греха, в область страдания, в область
смерти, чтобы на теле нашем, на душе нашей, на всем нашем существу нести крест
падшего, искупленного, и однако еще не спасшегося мира… Мы призваны в теле
нашем восполнить недостающее страстям Христовым, по слову Апостола. На теле
нашем лежат следы распятия; душа наша призвана разрываться голгофской скорбью о
падшем мире, не принимающем своего спасения. И потому что мы - Христово тело,
потому что мы с Ним - одно, трагедия, снятая приходом Христа с Ветхого Завета и
древнего человечества, ставшая теперь трагедией Божественной, трагедией Христа,
эта трагедия продолжается через века в нас. И, как сказал однажды патриарх
Алексий, Церковь - это Тело Христово, распинаемое из столетия в столетие для
спасения мира, носящее крест, умирающее в агонии Гефсиманского сада и
Богооставленности, если нужно, и отверженности людьми всегда на земле.
Вот путь Церкви, вот наш путь, вот то, о чем
говорит нам сегодня этот светлый и такой грозный праздник Сретения Господня
праведным Симеоном. Мы сейчас вступаем в недели, подготовляющие нас к Великому
посту, ведущие нас к Страстной неделе, Воскресению; мы уже приобщены к смерти и
воскресению - и однако, мы должны пройти вновь и вновь весь этот путь жизни
Церкви, жизни Христа, и осуществить его во всей нашей жизни, вне храма, везде,
всюду, где бы мы ни были: мы - тело Христово, распинаемое, отданное Богом,
больше того: наподобие Христа, отдающее себя для спасения мира. Аминь.
Немає коментарів:
Дописати коментар