И КАЖДЫЙ СМОГ У ГОСПОДА О ЧЕМ-ТО ПОПРОСИТЬ
10-11 августа группа прихожан днепропетровского храма
в честь иконы Божьей Матери «Иверская» совершила под руководством клирика
храма, иерея Максима Савченко,
паломническую поездку по святым местам Днепропетровской, Полтавской,
Черниговской областей Украины.
Зачем люди ездят в паломничества? Ведь Бог,
говорят, слышит на любом месте. Это, конечно, так. Другой вопрос –
действительно ли мы хотим на любом месте разговаривать с Богом. Мирская жизнь
рассеивает человека, часто подменяя главное каждодневной суетой. Паломничество
– отрезок жизни, сфокусированный на молитве, святынях, внимании к духовному. В
Украине очень много православных святынь, о которых мы часто не знаем или знаем
мало и поверхностно. Паломничество – это еще и возможность с ними познакомиться.
Первое такое знакомство и первая остановка в
нашей паломнической поездке – храм села Хуторское Петриковского благочиния.
Монахиня матушка Рафаила отпирает двери храма, чтобы дать нам возможность с
благоговением приложиться к чудотворной иконе святого великомученика
Пантелеимона Целителя.
Не так давно этот пожар случился – в шестидесятых годах двадцатого века. А
перед тем был засыпан святой источник с целительной водой возле храма.
Старожилы рассказывают, что раньше сюда за водой приезжали не только из других
сел и городов, но даже из ближнего зарубежья. Сейчас уже построен новый
каменный храм, возрожден и источник. В недалеком будущем планируется создание
женского монастыря. Вот в таком благодатном месте нам довелось помолиться,
подать записочки о своих ближних, облиться прохладной живительной влагой из
святого источника.
День выдался жаркий, а дорога предстояла
длинная. Благое дело, говорят, без препятствий не бывает. Неожиданная
остановка, связанная с поломкой автобуса, сильно нас задержала. Так что в
знаменитый Мгарский монастырь мы приехали не к четырнадцати часам, как планировали,
а к семнадцати – как раз к началу
вечерней службы. Времени на отдых не оставалось. Но – удивительное дело! – эти
маленькие бытовые неудобства, добровольные лишения, пережитые во время
паломничества, как раз и дали нам возможность не только увидеть свои немощи, но
и ощутить на себе помогающую руку Божию. Нас на все хватало, мы за все были
благодарны. За долгую монастырскую службу, закончившуюся уже в сумерках. За
подробную экскурсию по монастырским владениям. За вкуснейшую трапезу. За ночной
отдых в монастырской гостинице. За возможность смыть с себя дорожную пыль и
пот, за чистые белоснежные простыни, что вообще показалось нам неожиданной и
даже незаслуженной роскошью.
Нас трогательно опекал архимандрит монастыря
о. Никанор. Он был особенно рад встрече с нами
(а мы с ним!), - потому что в 90-е годы этот человек не был еще
архимандритом и даже монахом, а был прихожанином нашего храма в честь Иверской
иконы Божьей Матери в Днепропетровске. О.
Никанор рассказал нам о новомучениках Православной Церкви. В городе Иерусалиме,
сказал он, в так называемой Русской Гефсимании, в склепе, находящемся под
церковью Святой Равноапостольной
Марии Магдалины, стоят два гроба. В одном покоится великая княгиня Елизавета
Федоровна, в другом - ее послушница Варвара, отказавшаяся покинуть свою
игуменью и этим спасти себе жизнь. После этого рассказа о. Никанор вместе с
одним иноком бережно вынес из алтаря большую икону святой мученицы Елизаветы и
ее послушницы Варвары, в которую вмонтированы частицы их мощей. Мы по очереди
благоговейно приложились к иконе, которую привезли в Мгарский монастырь из
Иерусалима.
Мгарский монастырь — духовная жемчужина
Полтавской земли . Появление первых монахов-отшельников на Мгарской
горе предание относит к X-XI вв. Легенда рассказывает, что место для
строительства Мгарского монастыря указали сами ангелы. Может, поэтому здесь так
явственно ощущается присутствие мира иного, его тишина и радость.
Заходим в расположенный на территории
монастыря магазинчик. Здесь можно купить вкуснейшие продукты – плоды труда
самих монахов. Это выпечка с добавленными в нее целебными травами, творог,
масло, мед. Квас, освежающий в нынешний зной, упаковки с целебными травами. Монастырь
славится традициями выращивания целебных трав. Рассказывают, что монахи еще в
17-18 веках занимались сбором, заготовкой, выращиванием лекарственных растений,
готовили из них лекарства. Целительская деятельность братии была настолько
успешной, что в свое время Петр І, возвращаясь этими местами после Полтавской
битвы, велел учредить здесь первую полевую аптеку.
Уж кем-кем, но бездельниками монахов точно
не назовешь. Непрекращающаяся в любое время суток молитва – главное монашеское
делание – сочетается с нелегким физическим трудом. Монастырь имеет пахотные
земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню,
занимается издательской деятельностью. А еще здесь любят все живое. И даже
хлеб, который монахи сами выпекают, носит такое название: . «Живой хлеб». Он
необыкновенно вкусный, с хрустящей корочкой.
Местные жители, зная монашескую традицию
любви ко всему живому, часто приносят сюда раненых животных и птиц.
В начале 1654 года, на пути
из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился
Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь он по воле
Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом
монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике
святых, а тело его было обретено нетленным. В этом же храме мы
поклонились иконе его святого соименника – святителя Афанасия, Полтавского
чудотворца. Монастырь собрал в своих стенах столько святых имен! Первым
архимандритом его был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко). Под монашеским
именем Гедеон в монастыре подвизался сын Богдана
Хмельницкого Юрий.
Но монашеской традиции суждено было
прерваться в горькие годы безбожия. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19)
августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики
расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием.
Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. Монастырь
закрыли. И как его потом только ни использовали! В начале 30-х годов
на территории Мгарского монастыря был создан патронат для детей
«врагов народа». Потом – военный дисциплинарный батальон, потом -— войсковые
склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.
Возрождение святой обители началось лишь в
1993 году. Ее опять вернули верующим, но в каком виде! Сейчас, когда
монастырские храмы сияют своим великолепием, в память о тех событиях осталась
расстрелянная икона святой царицы Александры. На иконе четко видна только рука
с крестом. На лице глубокие выбоины -
как раны. И надпись: «Сия икона в честь мученицы царицы Александры сохранена в
том виде, в котором она пребывала в момент открытия Спасо-Преображенского
Мгарского монастыря в мае 1993 года после долгих лет мерзкого запустения,
бывших на сем святом месте во времена безбожной власти в 20-м веке».
После ночлега в монастырской гостинице
чувствуем себя свежими и отдохнувшими. Проснулись рано – надо успеть на
литургию в Густынском женском монастыре, а дорога туда занимает не меньше двух
часов. И вот наша паломническая группа уже подъезжает к городу Прилуки, о
котором так поэтически писал когда-то Тарас Шевченко: «Если
вы, благосклонный читатель, любитель отечественной старины, то, проезжая город
Прилуки Полтавской губернии, советую вам остановиться на сутки в этом городе. И
посетите полуразрушенный монастырь Густыню, по ту сторону реки Удая, верстах в
трех от г. Прилуки. Могу вас уверить, что раскаиваться не будете, - это настоящее Сенклерское аббатство. Тут все
есть. И канал, глубокий и широкий, когда-то наполнявшийся водою из тихого Удая.
И вал, и на валу высокая каменная зубчатая стена со внутренними ходами и
бойницами. И бесконечные склепы, или подземелья, и надгробные плиты, вросшие в
землю, между огромными суховерхими дубами, быть может, самим ктитором
насажденными. Словом, все есть, что нужно для самой полной романической картины».
Густынский монастырь был основан в 1600 г.
Его основателем стал иеросхимонах Иоасаф. Взяв с собой еще четырех помощников,
он начал искать удобное место для основания монастыря. Таким местом стал остров
Густынь. Ведь он соответствовал всем потребностям для аскетической жизни
монахов. Со всех сторон вода и густой лес. Место пустынное. Но молва
об основании нового монастыря быстро распространилась в округе. К нескольким
монахам, которые делали ограду территории и уже строили кельи, присоединились
другие. В 1614 г. была сооружена малая деревянная церковь в честь Пресвятой
Живоначальной Троицы. Игуменом нового монастыря выбрали старца Иоасафа.
На
протяжении более чем трехсот лет монастырь то упразднялся, то вновь открывался,
переживая полное опустошение и надругательства, особенно в годы становления
советской власти. И вот в 1993 году 17 декабря состоялась первая Божественная
Литургия, освящен престол в Воскресенском храме.
Сейчас в монастыре пребывает Густынская чудотворная икона Божьей Матери и мощевик с частицами мощей святителей Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, великомученицы Варвары.
Сейчас в монастыре пребывает Густынская чудотворная икона Божьей Матери и мощевик с частицами мощей святителей Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, великомученицы Варвары.
В Густынской летописи упоминается, что икона уже в 1670 г. была известна своими многочисленными чудотворными знамениями. Изначально она размещалась над колодцем, а потом была перенесена в сам монастырь.
Монахини рассказывают: Матерь Божия очень
отзывчива к просьбам бездетных семей. Уже много было случаев, когда после
паломничества к этой иконе у бездетных пар рождались долгожданные чада. Но
помощь подается и в других житейских ситуациях, в том числе в болезнях.
Вспоминают: приехал как-то человек, который много лет страдал от язвы желудка.
Уже была назначена операция, и он молился перед иконой о ее благополучном
исходе. Но операция не понадобилась, потому что язва бесследно исчезло. И таких
примеров можно приводить множество.
Под Троицким собором монастыря покоятся гробницы
нескольких поколений благодатного рода Горленко. В этом роду были и прилукские
полковники, и наказной гетман, и епископ белгородский Иоасаф и культуролог, и
критик Василий Горленко. Спускаемся в усыпальницу, поем «Вечную память» над
гробницами родителей, а также дедушки и бабушки святителя Иоасафа
Белгородского…
Наше паломничество продолжается в селе
Полонки Черниговской области. Говорят, название произошло от слова «ополонка»,
что на украинском языке значит «прорубь». Село находится среди густых лесов и
опоясано, словно голубой лентой, рекой Удай. В ней всегда водилось много рыбы.
Зимой крестьяне прорубали в замерзшем льду проруби – ополонки, чтобы наловить
на уху. Здесь благодаря рыбному изобилию никогда не было голода. Рыбы в реке и
сегодня всем хватает.
Но главная гордость местных жителей
- Свято-Михайловская церковь и колодец с чудодейственной водой. Церковь -
уникальный историко-архитектурный памятник конца XVIII столетия. Это один из
наиболее совершенных храмов эпохи украинского барокко. Сельчане
вспоминают, что когда-то давно волны реки подходили почти к самой церкви. Еще
при царском правления пол в ней вымостили цветной плиткой.
Такой
безценный неожиданный подарок всем нам – возможность приложиться к частице
мощей святого Димитрия Ростовского.
Правая
рука святителя Димитрия Ростовского была нечаянно оторвана крышкой гроба при
открытии его мощей 21 сентября 1752 года. Она долгое время хранилась в Ростове в
серебряном ковчеге в ризнице Спасо-Иаковля монастыря отдельно от мощей святого.
В начале ХХ века по стечению обстоятельств святые мощи попали в Черниговскую
обл.
Более 70 лет десница находилась в
черниговской семье, которая ревностно оберегала ее. И вот 3 октября 2002 г. по
благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония мощи в
торжественной обстановке были разделены на три части. Одну из них передали
Свято-Михайловской церкви общине села Полонки при большом стечении богомольцев
и духовенства.
Частица
мощей Димитрия Ростовского сегодня вновь творит чудеса: помогает студентам и
школьникам получать хорошие оценки, а больных исцеляет от недугов. Вблизи храма
села Полонки находится еще одна святыня - чудодейственный источник. Колодец
освящен, почищен. И многие люди утверждают, что вода из него помогает при
болезнях. Температура родниковой воды летом и зимой одинаковая – восемь градусов.
«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!» - с этой молитвой каждый из нас трижды
окунулся с головой. Никто не заболел. Наоборот, усталость, - а у одной из
паломниц, по ее уверениям, даже бронхит как рукой смыло.
Программа поездки для двух дней у нас
получилась насыщенная. С Божьей помощью, все успели. И каждый смог попросить у
Господа о чем-то своем.
я думаю,что молиться Богу можно везде,но редко у кого дома найдется чудотворная икона.Поэтому молитва в святом месте,около чудотворной иконы,а если еще и омовение в целебном источнике-это большая благодать для души и тела.Я тоже когда-то ездила в Харьковскую обл(недалеко от Изюма) к чудотворной иконе Божьей Матери и омывалась в целебном святом источнике вместе с другими верующими.Несмотря на то,что была ранняя весна и было довольно прохладно,и вода в источнике была холодная,но никто после этого не заболел.Наоборот все получили заряд бодрости и здоровья для тела и духа.Главное верить в хорошее и "по вере вашей воздастся вам".Давайте все будем молиться,чтобы в Украине поскорее наступили мир и дружба,чтобы те деньги,которые идут на АТО,использовались во благо людям,чтобы поскорее наступил МИР.
ВідповістиВидалити